Краткая биография Жана Пиаже
Жан Пиаже – это швейцарский философ и психолог, который известен своими работами по исследованию психологии детей, являющийся создателем теории когнитивного развития и основателем Женевской школы генетической психологии.
Впервые Жан Пиаже опубликовал свой научный исследовательский труд, когда ему было 11 лет. Это была работа о редких воробьях-альбиносах. В последующем он довольно много публиковался и уже к 20-ти годам построил свою научную карьеру, был признанным ученым в области изучения моллюсков.
В 1918 году Жан Пиаже защищает диссертацию по естественным наукам и получает докторскую степень в области философии. Именно в этот период он начинает отвергать собственные научные труды по философии, считая их юношескими и незрелыми мыслями. Его новым увлечением становится психоанализ, достаточно популярное в то время течение психологической мысли.
После получения ученой степени Жан Пиаже переезжает в Париж и становится преподавателем в школе мальчиков. В данной школе директором был Альфред Бине, создатель знаменитого теста IQ. Помогая Бине обрабатывать результаты тестирования, Жан Пиаже замечает, что очень часто маленькие дети дают неверные ответы на определенные вопросы. Его внимание привлекло не тот факт, что дети совершают ошибки, а то, что они являются характерными для каждого определенного возраста детей. Данное наблюдение привело Жана Пиаже к теории, что когнитивные и мыслительные процессы, присущи детям и значительно отличаются от аналогичных, но характерных для взрослых. Именно на этих постулатах Жан Пиаже разработал общую теорию стадий развития человека и развития у него познавательных способностей.
В 1921 году Жан Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо, а в 1955 году он уже руководит Международным центром генетической эпистемологии, который был создан по его инициативе.
Анализ жизненного и научного пути Жана Пиаже позволяет с уверенностью сказать, что им была совершена революция в фундаментальных исследованиях детской психологии. Именно он, посредством своих исследований наполнил малоизученный объем теории и сформировал базу для практических экспериментов на несколько поколений вперед. За всю свою жизни, Жан Пиаже издал более сотни научных статей и более шестидесяти книг. Основные темы его исследования касались мышления и речи ребенка, психологии детского интеллекта, моральных суждений ребенка, рассуждений и суждений детей и т.п.
Исследования Жана Пиаже, внесшие вклад в развитие психологии
В 1920 году Жан Пиаже начинает свои исследования как психолог. Именно в этом году он начинает свою преподавательскую деятельность, которая затем переходит и в научную. Исследования проводятся в области философии, логики и психологии. Изначально Пиаже без особого энтузиазма берется за изучение психологии детей. Однако позже, именно в этой области он находит свое признание.
Исследования в сфере детской психологии проводятся по следующим направлениям:
- изучение происхождения и развития интеллекта ребенка в разные периоды детства, его зависимость от возраста;
- изучение особенностей детского мировоззрения и детской логики;
- изучение механизмов познавательной деятельности ребенка, скрытой в его внешних проявлениях (поведении);
- изучение таких психологических феноменов, как эгоцентричность детского мышления, особенности становления и развития речи, ее зависимость от мышления;
- изучение интеллекта ребенка, в рамках которого Пиаже были выделены его три основные структуры: сенсомоторные координации, формальные операции и конкретные операции;
- изучение процесса развития интеллекта и его влияние на ход психического развития ребенка в разные возрастные периоды;
- изучение памяти, эмоциональных процессов, восприятия, воображения, их зависимости от развития интеллекта ребенка;
- изучение соотношения развития и обучения.
Помимо исследований детской психологии, Жан Пиаже внес значительный вклад в преобразование основных понятий других психологических школ и течений.
Так, в бихевиоризме, он вместо понятия «реакция», выдвинул новое понятие «операция». В течении гештальта, понятие «гештальт» уступает место введенному Пиаже понятию «структура».
Все свои новые теории и представления Жан Пиаже выстраивал на прочном практическом фундаменте, материалом которого являлись речь и мышление ребенка.
Если рассматривать вклад Жана Пиаже по годам его научной и исследовательской жизни, то можно выделить ряд особых открытий:
- Период с 1921 года по 1925 год – исследования генезиса интеллекта ребенка, изучение скрытых умственных тенденций, описание форм развития детского интеллекта. Важнейшим открытием на данном этапе является «эгоцентричность» детского характера, а также описание особенностей детской логики и представлений об окружающем мире.
- Период с 1925 года по 1929 год – изучение истории науки, отслеживание и описание различных научных категорий, выделение основных, описание их взаимозависимости друг от друга и т.д. В этот же период Жан Пиаже издает три научных труда, посвященных взаимосвязи процесса развития интеллекта и овладение речью.
- В период с 1929 года по 1939 год – исследование генезиса количества, числа, времени, пространства, движения и др. Данные исследования помогли понять искомые операциональные целостные логические структуры интеллекта ребенка.
- В 1939-1950 годы Пиаже продолжил исследования в области психологии мышления. Он изучал формирование понятий движения, скорости, времени, представления ребенка о пространстве и геометрии. В этот же период Пиаже было проведено экспериментальное исследование перехода от мышления ребенка к мышлению подростка, была дана характеристика формально-операционального мышления, сформулирована общая теоретико-познавательная концепция «генетической эпистемологии».