Клод Штайнер – это последователь и ученик Эрика Берна, один из самых известных специалистов в области практической психологии, яркий представитель трансактной психологии.
Путь к трансактной психологии
Совместно с Эриком Берном, Клойд Штайнер был соорганизатором Международной ассоциации трансактного анализа. В рамках данной ассоциации К. Штайнер разрабатывал теории и сценарии. Кроме того, именно он впервые ввел в обиход понятие «экономия поглаживаний». На протяжении всей свой научной и исследовательской деятельности К. Штайнер написал несколько трудов по трансактному анализу, которые получили признание во многих странах мира. Особый вклад был внесен им в исследование проблемы алкоголизма с точки зрения трансактного анализа.
Однако научный путь К. Штайнера начинался не с изучения психологии, областью его научных работ изначально была инженерия. Достаточно длительное время он занимался разработкой автомобилей, изучал физику. Параллельно с физикой ум К. Штайнера постоянно занимала психология, она манила его и привлекала. Штайнер считал, что у него есть потенциал, который он может реализовать именно в психологии.
В 1957 году произошло судьбоносное знакомство К. Штайнера с Э. Берном. Эта встреча предопределила его дальнейшую деятельность. С этого времени Штайнер полностью посвятил себя исследованию теории и практики радикальной психиатрии.
Жизненные сценарии
Продолжая исследования Берна, Штайнер проникся теорией сценариев, на основании которых им были выделены три основные скрипта человеческого поведения. Данные скрипты были подробно описаны Штайнером в его труде «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна».
Сценарий жизни по К. Штайнеру, предполагает три скрипта поведения человека: «Без любви», «Без радости», «Без разума».
Согласно практическим исследованиям К. Штайнера, жизненный путь каждого человека осуществляется в соответствии с тремя сценариями, имеющими свое эмоциональное нарушение:
- Сценарий «Без любви». Формируется в случае, если ребенку от рождения недостает любви. Это возникает, если родители не дают ему достаточного тактильного и эмоционального контакта, ребенок растет в режиме так называемой «экономии поглаживаний». Такое воспитание подавляет у индивида стремление проявлять любовь.
- Сценарий «Без разума». Формируется в том случае, если ребенку с самых ранних лет запрещают свободно мыслить, насаждают определенные стандарты и шаблоны. Одной из крайних форм данного сценария является сумасшествие. Во взрослом возрасте характеризуется отсутствием воли, легкомыслием и глупостью.
- Сценарий «Без радости». Именно данный сценарий, по мнению К. Штайнера, присущ тем людям, которые в процессе своей жизнедеятельности склонны к алкоголизму и наркомании. Данный сценарий проживают те, кого с самого детства приучали не обращать внимание на свои чувства, не искать причину их возникновения. Во взрослой жизни человек не понимает, почему ему плохо, он не ищет причину, чтобы ее устранить. Свои душевные страдания он заглушает алкоголем или наркотиками.
Теория экономии поглаживаний
Основной вклад в теорию трансактного анализа К. Штайнер внес посредством разработки теории экономии поглаживаний. Данная теория в 1980 году была удостоена премии Э. Берна.
Суть теории экономии поглаживаний состоит в том, что для формирования и развития личности особое значение имеют как тактильные, так и эмоциональные поглаживания. К эмоциональным поглаживаниям относятся: удовлетворение физиологических потребностей (сон, еда и т.д.).
Описывания свою теорию, К. Штайнер приводит достаточно красочный пример того, что представляют из себя эмоциональные поглаживания и какое значение они имеют. Так, Штайнер предлагает представить, что при рождении ребенку надевают маску, посредством которой окружающие его взрослые могут контролировать количество воздуха, получаемое ребенком и необходимое ему для полноценной жизнедеятельности. В первые годы жизни, когда ребенок еще только учится узнавать окружающих его взрослых, эта маска широко открыта, и ребенок дышит свободно. С возрастом, когда ребенок уже достаточно хорошо узнает окружающих его людей и у него возникают определенные потребности, то маску начинают закрывать и открывать. То есть, открывают тогда, когда хотят, чтобы он выполнялконкретные требования взрослого. Если он противится и не выполняет требования, то в качестве манипулятивной меры маску ему закрывают. Важно отметить, что ребенок сам не в состоянии управлять своей маской. Со временем у него формируется отзывчивость к желаниям тех людей, которые могут открывать и закрывать ему маску. Более того, с возрастом у него формируется страх перед тем, кто манипулирует маской, это страх сурового наказания.
В течение своей жизни, каждый человек стремится получить эмоциональные поглаживания, так как именно их он воспринимает как вознаграждение.
Помимо теории экономии поглаживаний, особый вклад в развитие теории трансактного анализа и психологии в общем, К. Штайнер внес через свои труды.
К наиболее известным и признанным трудам К. Штайнера относятся:
- «Лечение алкоголизма», «Игры, в которые играют алкоголики». В данных трудах К. Штайнер достаточно подробно описывает возможности применения трансактного анализа в лечении алкоголизма. Алкоголизм рассматривается им не как медицинское заболевание, в как один из сценариев жизни, который вполне возможно перепрограммировать.
- «Обратная сторона власти. Прощание с Карнеги, или Революционное руководство для марионетки». В данном труде автором рассматриваются и анализируются основные проблемы и механизмы действия власти.
Если анализировать применение концепций Клода Штайнера к российским реалиям можно подчеркнуть, что российские аналогии представлений Штайнера имеют в основном негативный характер. Но вместе с тем актуальным остается главный принцип Штайнера: «все можно и следует изменить для достижения человеком искренности, автономности и любви».