Восприятие – это психический процесс отражения окружающих предметов и явлений действительности в совокупности их различных частей и свойств, при непосредственном их воздействии на органы чувств.
По своей природе восприятие является отражением комплексного раздражителя.
Общая характеристика видов восприятия
В современной психологической литературе представлено несколько типов классификаций восприятия. Каждая из них имеет свою основу.
Например, в качестве основы может быть рассмотрение восприятий в зависимости от вида тех анализаторов, которые принимают непосредственное участие в восприятии. В зависимости от того, какой из анализаторов (модальностей) принимает участие в восприятии, или какому ощущению принадлежит преобладающая роль, принято различать восприятие:
- слуховое,
- зрительное,
- кинестетическое,
- осязательное,
- вкусовое,
- обонятельное.
Данная классификация является наиболее распространенной и общепринятой в психологии. Кроме нее имеются и иные, которые также заслуживают внимания.
Обычное восприятие – это результат взаимодействия ряда анализаторов.
Двигательные ощущения в определенной степени принимают участие во всех видах восприятия. Например, кинестетический и тактильный анализаторы принимают участие в возникновении осязательного восприятия. Кроме того, двигательный анализатор принимает непосредственное участие в зрительном и слуховом восприятии.
Необходимо отметить, что разнообразные виды восприятия довольно редко можно встретить в чистом виде. Зачастую виды восприятия комбинируются, в результате чего возникают сложные по структуре и строению виды восприятия.
В основе другой классификации видов восприятия являются определенные формы существования материи: время, пространство и движение. В соответствии с данной классификацией принято выделять восприятие времени, восприятие пространства и восприятие движения.
Иллюзия восприятия – это ложное (ошибочное) явление или искаженное восприятие.
Иллюзия восприятия может наблюдаться в любых типах восприятия (слуховых, зрительных и т.д.). Природа возникновения иллюзий основана на субъективных причинах. Например, к таким причинам могут относиться направленность, установка, эмоциональное отношение и т.д., а также ряд физических факторов и явлений (положение в пространстве, освещенность и т.д.).
Методы исследования восприятия
Объяснение сюжетных картин – это один из наиболее распространенных методов, который может быть использован не только со взрослым человеком, но и с ребенком.
Суть метода заключается в том, что исследователь просит испытуемого рассказать о том сюжете, который представлен на сюжетной картинке. Данный метод в основном используется при изучении особенностей эмоциональной и интеллектуальной сферы (умение выделять значимое из общего, сообразительность, эмоциональный отклик и т.д.) у детей и взрослых с умственной отсталостью.
Для проведения изучения необходимо использовать набор, включающий в себя разнообразные сюжетные картинки. Важно чтобы картинки содержали печальные и веселые, простые и сложные сюжеты. С этой целью могут быть использованы репродукции, иллюстрации из книжек, открытки и т.д.
Методика проведения изучения восприятия с использованием картинок максимально проста. Испытуемому показывают картинку и просят рассказать, что на ней изображено. Очень редко для проведения необходима мотивировка. В процессе рассказа важным является не только рассказ, но и то, насколько охотно и активно испытуемый рассматривает изображение. Фиксации подлежит так же и время, которое испытуемый затрачивает на рассматривание картинки.
Понимание сюжета картинки и умение ее передать вербально вызывает трудности у людей с олигофренией. Данные трудности вызваны тем, что олигофренам сложно понять перспективу соотношений между участниками сюжета. Кроме того, трудности возникают и при определении мимики тех, кто изображено на картинке. В общем же, люди с олигофренией достаточно медленно обозревают всю картинку в целом.
Помимо олигофренов, сложности в данном изучении возникают и у людей-эпилептиков, которым сложно понять смысл изображенного на картинке сюжета. Связано это с тем, что они имеют склонность к перечислению все и всего, что входит в сюжет, но сложно «собрать» все это в общий сюжет.
При описании картин, необходимо фиксировать все сказанное испытуемым, при этом следует обращать внимание на особенности устной речи (чрезмерная обстоятельность, лаконичность, богатство или бедность словаря, правильность грамматического строя и т.д.).
Если в работе используются картинки, на которых изображены люди, но, в общем, не понятно происходящее событие, то исследование будет включать в себя не только интеллектуальную, но и эмоциональную задачу.
«Отыскивание чисел» - это методика, которая может быть использована для выявления скорости ориентировочно-поисковых движений взора и определения объема внимания применительно к зрительным раздражителям.
Пригодна лишь при исследовании той категории испытуемых, которые знают числа.
Для проведения опыта нужно иметь пять таблиц Шульте, представляющих собой планшеты (60х90 см), на которых написаны вразброс числа от 1 до 25. На каждой из пяти таблиц числа расположены по-разному. Кроме того, нужны секундомер и небольшая (30 см) указка.
Испытуемому на пару секунд показывают таблицу, сопровождая этот показ словами: «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Далее табличку переворачивают и кладут «лицом» на стол. После этого продолжают инструктаж: «Ты должен будешь вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по порядку — от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок. Понятно?» Если испытуемый не понял задания, инструктаж повторяют. Таблица при этом по-прежнему лежит на столе лицом вниз. Затем экспериментатор ставит таблицу вертикально на расстоянии 70 — 75 см от испытуемого и говорит: «Начинай!» Одновременно включается секундомер.