Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Виды и специфика социально-психологического знания

Все предметы / Психология / Виды и специфика социально-психологического знания
Определение 1

Социальная психология – это наука, которая занимается изучением закономерностей поведения, а также деятельности индивидов, объединенных в некие социальные группы, а также психологических характеристик данных групп.

Виды социально-психологического знания

В социальной психологии выделяют следующие виды социально-психологического знания:

  1. Житейское или обыденное знание. Характеризуется рядом отличительных особенностей:

    • отражает личный индивидуальный опыт человека, полученный им в процессе жизнедеятельности и являющийся результатом обобщения поверхностного, внешнего и непосредственного;
    • имеет несистематизированный характер, представленный совокупностью набора различных фактов, догадок, случаев и интерпретаций, с точки зрения имеющихся у индивида «здравого смысла», «домашнего обихода» и «общепринятых взглядов»;
    • направлено на установление эффективных взаимоотношений между людьми;
    • фиксируется в рамках обыденного разговорного языка, которым человек выражает индивидуальную и общую смысловую оболочку.
  2. Художественное знание – включает в себя различные эстетические образы, которые фиксируют как типичные, так и уникальные формы психологии человека, существующего в рамках определенной эпохи, социального строя и т.д.

  3. Философское знание – это один из видов социально-психологического знания, который представляет собой конкретные морально-мировоззренческие рефлексивные обобщения и выполняет их на основании фундаментальных принципов взаимодействия между человеком и социумом.

  4. Эзотерическое знание (внутреннее знание) – представляет собой разновидности определенных видов социально-психологических знаний, таких как магическое, оккультно-мистическое, религиозное и т.д.

  5. Практико-методическое знание – представляет собой результат обобщений ряда экспериментов, в современной психологии его принято называть «ноу-хау» или «Карнеги-знание». По своей сути представляет готовый алгоритм действий в конкретных жизненных ситуациях.

  6. Научное знание – это экспериментально обоснованная и логически непротиворечивая система взаимосвязанных суждений, понятий и умозаключений, каждое из которых описывает конкретные социально-психологические явления, а также объясняет природу их возникновения, осуществляет прогноз динамики развития и возможности внешнего управления.

Научное знание представлено следующими видами: научно-экспериментальное знание и научно-теоретическое знание.

Отличительные особенности научного социально-психологического знания:

  • всеобщий характер, отражающий устойчивое, существенное и повторяющееся в социально-психологических явлениях (их характер);
  • системный характер, который представляет систему постоянно развивающихся понятий, отражающих динамику теории и практики социально-психологического знания;
  • единство теории, методологии и эксперимента, в котором ведущим является рефлексивная, осознанная и исследовательская направленность, проверяемая посредством теоретических положений и эксперимента;
  • фиксируется в рамках системы научного языка.

Специфика социально-психологического знания

Достаточно подробно и точно специфику социально-психологического знания описал Г.М. Андреев в 1998 году.

Специфика социально-психологического знания (по Г.М. Андрееву):

  1. Проблематика эмпирических данных. Данная специфика обусловлена тем, что в социальной психологии могут быть использованы данные, которые характеризуют либо психологические особенности индивида, либо определенной группы. Проблема заключается в том, что ряд ученных считают оптимальным использование только психологических особенностей индивида, в то время как другие допускают использование в эксперименте характеристик всей группы. Важным является и допустимый объем, используемых в исследовании данных.

  2. Интеграция психологических данных в принципы, с целью построения теорий и гипотез. Так, в социальной психологии теории не представляют собой четко организованные взаимосвязанные положения, в них отсутствует определенная четкость и порядок, что свойственно логике или математике. В связи с чем, большей востребованностью пользуются гипотезы, который лишь предполагают или допускают наличие определенного порядка между исследуемыми явлениями и положениями различных теорий. Зачастую одной из причин слабости некоторых научных трудов является то, что они имеют нечетко или неграмотно сформулированную гипотезу, либо вовсе ее не имеют.Таким образом, спецификой социально-психологического знания является обязательное наличие гипотезы, которая служит основой всего исследования, позволяет осуществить логический переход от обобщения теоретических знаний к знаниям более высокого уровня.

  3. Обязательная проверяемость выдвинутой гипотезы, построение на ее основе обоснованных предположений и предсказаний. Так, при проверке гипотез социальная психология имеет ряд сложностей, которые в большей степени связаны с ее двойственным статусом.

Готовые работы на аналогичную тему

При проверке гипотез, посредством социально-психологического знания, работа исследователя подчиняется конкретным нормативам, которые существуют в рамках всех экспериментальных наук, где разработаны разнообразные методы и модели по проверке и подтверждению, выдвинутых гипотез.

Однако, обладая чертами и гуманитарной дисциплины, социальная психология попадает в затруднения, связанные с этой ее характеристикой. Например, в социальной психологии существуют такие предметные области (большие группы, массовые процессы), где верификация просто невозможна. В этой своей части социальная психология сходна с большинством гуманитарных наук и, подобно им, должна утвердить право на существование своей глубокой специфики.

Замечание 1

Таким образом, все сформулированные выше требования к научному исследованию оказываются применимыми в социальной психологии с известными оговорками, что умножает методологические трудности.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Николаевна Логиновская

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис