Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Вербальная коммуникация

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой вербальной коммуникации: М. А. Василик, Г. Лассуэлл, Д. Брэддок и др.

Для изучения проблемы вербальной коммуникации нам необходимо рассмотреть понятие, функции высказываний, а также модель передачи информации.

Понятие

Определение

Вербальная коммуникация – это процесс словесного взаимодействия индивидов, который осуществляется с помощью знаковых систем.

Речь и язык

Такой знаковой системой в данном случае является язык. Язык – оптимальное средство для выражения человеческих мыслей.

Также рассмотрим понятие речи. Данный термин используется в двух значениях:

  1. речь как определенная деятельность индивида, которая может осуществляться как устно, так и письменно;
  2. речь как результат деятельности в контексте условий и целей коммуникации.

Речь и язык кажутся схожими понятиями, поэтому необходимо их разграничить, рассмотрев их отличия.

  1. Речь уникальна и неповторима, она осуществляется во пространственно-временном континууме.
  2. Речь активна и более динамична.
  3. Речь является малоупорядоченной, зависит от контекста ситуации.

Функции высказываний

Изучим различные функции высказываний, чтобы лучше понять их природу.

  1. Коммуникативная/репрезентативная функция. «Представляет» само высказывание. Является доминирующей функцией.
  2. Аппелятивная функция. Суть ее состоит в призыве, поэтому она выражается в повелительном наклонении.
  3. Экспрессивная функция. Отражает выразительность речи.
  4. Контактоустанавливающая функция. Представляет собой один из слоев речевого этикета. Выражается в закрепленных выражениях вроде пожелания доброй ночи и др.
  5. Метаязыковая функция. Это функция толкования. Необходима в случае проверки индивидами понятия смысла высказывания другого.
  6. Волюнтативная функция. Волеизъявление.

По сути, все данные функции определяют стиль высказывания и ее синтаксические конструкции.

Модель передачи информации

Кратко изучим специфику модели передачи информации. В вербальной коммуникации пишущий или говорящий объект выступает в роли источника информации. Канал информации – голосовой аппарат создателя сообщения. Самим кодом в речевом общении является, как ни странно, речь. Здесь существует два процесса:

  1. кодирование информации (перевод единиц информации в единицы языка)
  2. декодирование информации (процесс, обратный кодированию).

Каким образом определяется код информации? Как правило, это происходит автоматически. Ведь код – это язык говорящего. Язык может быть как родным, так и нет. В то время, когда мы слышим незнакомый язык, мы, скорее всего, не сможем понять, о чем идет речь. В этом случае происходит процесс зашифровывания информации.

Кроме этого, зашифровать информацию можно с помощью помех и различных искажений. Искажения могут быть обусловлены различными причинами:

  1. лингвистическими (синтаксические нарушения выказывания, чрезмерная скорость речи, неотчетливость речи, логопедические нарушения);
  2. экстралингвистическими (недостаток запаса знаний получателя определенного сообщения);
  3. акустико-произносительными причинами;
  4. графическим обликом сообщения в письменной речи.

Кроме того, как известно, индивиды сообщают ту информацию кому-либо, которая не укладывается в их защитные механизмы.

Еще одна важная деталь для помехоустойчивости сообщений – избыточность. Избыточность информации - это полное или частичное повторение сообщения, которое сопровождает получение новых данных и служит для проверки и корректировки наших представлений.

Далее рассмотрим общую модель речевой ситуации деловой коммуникации (рисунок 1). Официальное общение протекает в служебном помещении – в офисе, приемной, конференц-зале и т.д. Официальное общение может быть и внутрикорпоративным, например, протокольное деловое общение, представленное жанрами собрания, совещания, совета руководителей.

Официальная обстановка требует соблюдения соответствующих этикетных норм речевого поведения:

  1. обязательное двустороннее вы-общение по отношению к собеседнику любой возрастной группы и любого социального положения;
  2. строгое соблюдение этикетной рамки общения (слов приветствия и прощания);
  3. использование этикетных стандартных формул вежливости.

Общая модель речевой ситуации деловой коммуникации

Рисунок 1. «Общая модель речевой ситуации деловой коммуникации»

Рассмотрим механизм передачи и получения информации по Г. Лассуэллу.

Модель коммуникативного процесса, по Г. Лассуэллу, включает пять элементов.

  1. Кто? (передает сообщение) – Коммуникатор
  2. Что? (передается) – Сообщение (текст)
  3. Как? (осуществляется передача) – Канал
  4. Кому? (направлено сообщение) – Аудитория
  5. С каким эффектом? – Эффективность

Данная модель, а также модель Д. Брэддока отражена на рисунке 2.

Модель коммуникативного процесса Г. Лассуэлла и Д. Брэддока

Рисунок 2. «Модель коммуникативного процесса Г. Лассуэлла и Д. Брэддока»

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot