Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой вербальной коммуникации: М. А. Василик, Г. Лассуэлл, Д. Брэддок и др.
Для изучения проблемы вербальной коммуникации нам необходимо рассмотреть понятие, функции высказываний, а также модель передачи информации.
Понятие
Вербальная коммуникация – это процесс словесного взаимодействия индивидов, который осуществляется с помощью знаковых систем.
Речь и язык
Такой знаковой системой в данном случае является язык. Язык – оптимальное средство для выражения человеческих мыслей.
Также рассмотрим понятие речи. Данный термин используется в двух значениях:
- речь как определенная деятельность индивида, которая может осуществляться как устно, так и письменно;
- речь как результат деятельности в контексте условий и целей коммуникации.
Речь и язык кажутся схожими понятиями, поэтому необходимо их разграничить, рассмотрев их отличия.
- Речь уникальна и неповторима, она осуществляется во пространственно-временном континууме.
- Речь активна и более динамична.
- Речь является малоупорядоченной, зависит от контекста ситуации.
Функции высказываний
Изучим различные функции высказываний, чтобы лучше понять их природу.
- Коммуникативная/репрезентативная функция. «Представляет» само высказывание. Является доминирующей функцией.
- Аппелятивная функция. Суть ее состоит в призыве, поэтому она выражается в повелительном наклонении.
- Экспрессивная функция. Отражает выразительность речи.
- Контактоустанавливающая функция. Представляет собой один из слоев речевого этикета. Выражается в закрепленных выражениях вроде пожелания доброй ночи и др.
- Метаязыковая функция. Это функция толкования. Необходима в случае проверки индивидами понятия смысла высказывания другого.
- Волюнтативная функция. Волеизъявление.
По сути, все данные функции определяют стиль высказывания и ее синтаксические конструкции.
Модель передачи информации
Кратко изучим специфику модели передачи информации. В вербальной коммуникации пишущий или говорящий объект выступает в роли источника информации. Канал информации – голосовой аппарат создателя сообщения. Самим кодом в речевом общении является, как ни странно, речь. Здесь существует два процесса:
- кодирование информации (перевод единиц информации в единицы языка)
- декодирование информации (процесс, обратный кодированию).
Каким образом определяется код информации? Как правило, это происходит автоматически. Ведь код – это язык говорящего. Язык может быть как родным, так и нет. В то время, когда мы слышим незнакомый язык, мы, скорее всего, не сможем понять, о чем идет речь. В этом случае происходит процесс зашифровывания информации.
Кроме этого, зашифровать информацию можно с помощью помех и различных искажений. Искажения могут быть обусловлены различными причинами:
- лингвистическими (синтаксические нарушения выказывания, чрезмерная скорость речи, неотчетливость речи, логопедические нарушения);
- экстралингвистическими (недостаток запаса знаний получателя определенного сообщения);
- акустико-произносительными причинами;
- графическим обликом сообщения в письменной речи.
Кроме того, как известно, индивиды сообщают ту информацию кому-либо, которая не укладывается в их защитные механизмы.
Еще одна важная деталь для помехоустойчивости сообщений – избыточность. Избыточность информации - это полное или частичное повторение сообщения, которое сопровождает получение новых данных и служит для проверки и корректировки наших представлений.
Далее рассмотрим общую модель речевой ситуации деловой коммуникации (рисунок 1). Официальное общение протекает в служебном помещении – в офисе, приемной, конференц-зале и т.д. Официальное общение может быть и внутрикорпоративным, например, протокольное деловое общение, представленное жанрами собрания, совещания, совета руководителей.
Официальная обстановка требует соблюдения соответствующих этикетных норм речевого поведения:
- обязательное двустороннее вы-общение по отношению к собеседнику любой возрастной группы и любого социального положения;
- строгое соблюдение этикетной рамки общения (слов приветствия и прощания);
- использование этикетных стандартных формул вежливости.
Рисунок 1. «Общая модель речевой ситуации деловой коммуникации»
Рассмотрим механизм передачи и получения информации по Г. Лассуэллу.
Модель коммуникативного процесса, по Г. Лассуэллу, включает пять элементов.
- Кто? (передает сообщение) – Коммуникатор
- Что? (передается) – Сообщение (текст)
- Как? (осуществляется передача) – Канал
- Кому? (направлено сообщение) – Аудитория
- С каким эффектом? – Эффективность
Данная модель, а также модель Д. Брэддока отражена на рисунке 2.
Рисунок 2. «Модель коммуникативного процесса Г. Лассуэлла и Д. Брэддока»