Уровень развития группы – это определенный этап качественного характера, который характеризует группу в качестве социально-психологической и зрелой структуры.
Сущность и особенности групп, а также уровни их развития
Группа - это объединение людей, которые обладают общим значимым социальным признаком. В его основе лежит их участие в некоторой деятельности и система взаимоотношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами.
Любые коммуникации и деятельность в группах могут быть определены и отрегулированы с помощью общественных отношений, которые задают образ жизни включенных в эти группы людей. Это могут быть отношения, формирующие их ценности, идеалы, убеждения и особенности мировоззрения.
Важнейшая основа классификации групп представлена степенью их развития или уровнем развития группы . Уровень развития группы представляет собой качественный этап, способный характеризовать социально-психологическую зрелость этого объединения.
В психологии и управлении принято рассматривать несколько уровней развития группы:
- Конгломерат, представляющий собой группу ранее непосредственно незнакомых людей, которые оказываются одновременно на одной территории;
- Номинальная группа включает объединение лиц, которые собрались вместе и получили общее название (наименование);
- Ассоциация, представляющая собой группу для какой-либо совместной деятельности;
- Кооперация, включающая группу активно взаимодействующих людей, которые достигают определенного результата через осуществление своей деятельности;
- Автономия, работающая для достижения общих целей (люди здесь получают не только материальный результат от совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в такой группе);
- Корпорация, характеризующаяся гиперавтономией, замкнутым характером, закрытостью, изолированностью от других объединений;
- Коллектив, который осуществляет совместную деятельность на основании гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей.
Феномен лидерства. Личностные черты и особенности лидера
Анализируя феномен лидерства необходимо особенное внимание уделить личности лидера и его психологическим особенностям. Задатки лидера представляют собой наличие комплекса качеств, которые человек (менеджер, управленец) может и должен развивать, если он хочет стать настоящим лидером коллектива.
Большинство управленцев и менеджеров могли бы стать более успешными, если бы последовательно, добросовестно совершенствовали свои лидерские и личностные качества. В качестве самых важных личностных особенностей в этом отношении выступают:
- Черты личности лидера;
- Представления человека о себе самом;
- Потребности и мотивы, которые оказывают влияние на поведение;
- Система важных и базовых убеждений и установок;
- Стиль принятия решений и межличностных отношений;
- Устойчивость к стрессовым факторам.
В любые времена именно качества личности интересовали исследователей при анализе феномена лидерства. Различные теории о качествах лидера сформировались под воздействием работы английского психолога и антрополога Ф. Гальтона. Он пытался объяснить категорию «лидерство» на основании наследственности.
В рамках теории лидерства им были предприняты исследования царских династий разных стран и наций и проанализированы браки между правителями. Основная идея Ф. Гальтона заключалась в том, что лидер должен обладать качествами, которые передаются по наследству и отличают его от других людей, но доказать их наличие и сформировать перечень таких черт ему так и не удалось.
Американским психологом К. Бэрдом был составлен перечень из 79 черт, которые разные исследователи упоминают в качестве лидерских особенностей. Среди них можно выделить инициативность, коммуникабельность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбность и др. Но ни одна из этих способностей не смогла занять прочное место в перечне: 65 % названных свойств были упомянуты только однажды, 16—20 % — 2 раза, 4—5 % — 3 раза, и только 5 качеств упоминались 4 раза. Не удалось ученому и достаточно точно и уверенно определить соответствующий набор личных качеств, который непременно был у всех или хотя бы у подавляющего большинства руководителей, которые успешно решали организационные задачи.
Тем не менее, наукой установлено, что лидерство обусловливают достаточно высокий уровень интеллекта и знаний, честность и здравый смысл, инициатива и высокая степень уверенности в себе, дисциплинированность и настойчивость, соответствующий социальный и экономический статус, надежность, ответственность и активность в социуме.
Лев Гумилев считал базовой характеристикой лидера пассионарность. У пассионарных личностей, по его мнению, стремление поменять окружающее пространство превышает инстинкт самосохранения. Такие люди представлены очень небольшим процентом общества, но они появляются во всех его сферах.
Психологи выделили самые характерные особенности мышления, которые характерны для лидеров: гибкость (или же догматизм), продуктивность, скорость и аналитичность.
Для догматических лидеров при восприятии новой информации и принятии решений очень важны традиции, правила и принципы. Гибкость мышления напрямую и очень тесно связана со склонностью человека к получению новых сведений. Если он получает широкую информацию, то уже будет оперировать более адекватными объемными образами, которые позволят мыслить большим набором категорий.
Гибкое мышление способно обеспечивать большую приспособляемость к меняющимся обстоятельствам функционирования группы (организаций), что помогает поддерживать ее жизнеспособность. Продуктивность мышления может отражать способность лидера рождать новаторские и оправданные реальностью идеи. Ведь лидер очень часто стоит перед задачей быстро и самостоятельно принять решение, выработать принципиально новый подход.