Стиль обучения — это устойчивая совокупность приемов и методов педагогической деятельности, поведения учителя и его манеры общения с учениками.
Особенности и классификация стилей обучения
Стили обучения — это преобладание некоторой группы методов в пределах общей системы приемов и методик обучения. Они выглядят как способ отношения педагогов к осуществляемой педагогической деятельности и коммуникации.
Существуют несколько типов стилей обучения, которые предполагают умение учить. Они включают:
- Репродуктивный стиль,
- Творческий стиль,
- Эмоционально-ценностный стиль.
Для репродуктивного стиля обучения характерна передача учащимся ряда очевидных знаний. Педагоги просто излагают содержание материала, проверяя впоследствии уровень его усвоения. В этой модели производится учет лишь регламентированных или догматизированных знаний, без принятия к вниманию мнения учащихся.
В качестве основы репродуктивного обучения выступает система требований учителя. Ему необходимо быстрое, точное и прочное усвоение знаний, умений и навыков. В условиях подобного стиля у школьников перегружается память, при этом происходит блокировка других психических процессов (например, восприятия, воображения, мышления). Это ведет, как правило, к росту утомляемости и потере интереса к обучению. В результате человек не учится принимать самостоятельные решения, привыкая подчиняться и становясь пассивным исполнителем и функционером.
Стержнем творческого стиля становится стимулирование ребенка к творчеству и познавательной деятельности. Педагоги здесь поддерживают инициативу своих подопечных, отбирая содержание учебного материала в соответствии со специальными критериями. При изложении проблемы учитель выстраивает отношение диалога.
Эмоционально-ценностный стиль обучения призван обеспечивать личностное включение учеников в учебно-воспитательный процесс. Это происходит на уровне ценностно-смыслового восприятия учебного материала и духовного (нравственного) образа самого педагога. Этот стиль возможен лишь в случае эмоциональной открытости учителя и наличии искреннего интереса к своему учебному предмету.
Педагог, который предпочитает эмоционально-ценностный стиль обучения, имеет способность к сопереживанию. Он диалогически может организовать учебно-воспитательный процесс. Результативность подобного способа растет в том случае, когда учителя выстраивают взаимоотношения с подопечными на основе эмоционально-доверительного общения, сотрудничества и уважения к каждому человеку.
Стили преподавания и умение учить
Учение подразумевает наличие ученика (студента, школьника) и преподавателя (педагога). В этом процессе формируется определенный стиль обучения (преподавания), включающий соответствующие стили деятельности студента (ученика) и педагога (преподавателя).
Жизнь не способна отбирать в учителя людей с определенными свойствами. Она заставляет каждого человека, который действительно стремится достичь высоты профессионального мастерства, выработать собственный стиль. Индивидуальный стиль деятельности включает определенную систему целесообразных способов действий. Она связана с особенностями нервной системы, с помощью которой индивиды с разными типологическими свойствами достигают одинаково высокого результата.
Существенное продвижение в наполнении содержания категории «индивидуальный стиль» сделали психологи. Этот феномен начинается с приемов установки контакта с обучающимися и завершается формированием имиджа педагога (например, обучение стилю общения и жестикуляции, который вызывает положительные эмоции и состояния учеников).
Для развития индивидуального стиля играют большую роль следующие аспекты:
- Индивидуальный стиль в качестве выражения индивидуальности субъекта в конкретной работе, который не должен быть ошибочным;
- Выработка индивидуального стиля под воздействием общей цели деятельности и представлений лица об её эффективности;
- Достижение максимальной успешности деятельности с помощью выработанного стиля.
Формирование стиля происходит в течение длительного времени, при этом скорость его развития у разных лиц отличается.
По исследованиям возрастной психологии были сделаны выводы, что стабилизация в карьере предполагает стабилизацию собственных стилей работы. Как правило, это характерно для возраста с 27 до 32 лет. Стихийное формирование стиля представляет собой не только осознанный отбор педагогом способов действий, которые должны соответствовать поставленным задачам уроков и его собственным возможностям, но и неосознанный учет своих задатков.
Самые удобные способы действий должны обеспечивать чувство комфорта. Постепенно они начинают осознаваться и закрепляться в деятельности. Для эффективности требуется именно собственный путь решения профессиональных задач. Каждый преподаватель ищет и с переменным успехом определяет оптимальные варианты деятельности, которые будут максимально соответствовать природным данным.
Существуют различные классификации стилей педагогов, для которых присущи различные особенности. Тем не менее, в науке наблюдается проблема с точным определением стиля. С позиции дидактического подхода реализация любых приемов обучения представляет собой микро этап в работе учителя и учащихся. Он концентрируется на решении какой-либо частной задачи. Считается, что нельзя при исследовании дидактической природы преподавания ограничиваться рассмотрением совокупности приемов, не связывая их с методом. В противном случае может получиться так, что приемы будут функционировать в качестве набора действий вне системы.