Психологическое воздействие — это процесс влияния на психику человека, в результате которого происходит изменение его поведения и типа мышления. Принято различать несколько видов влияния (убеждение, заражение, внушение, подражание), а также противостояния влиянию (игнорирование, критику, отказ).
Сущность и особенности психологического воздействия
Психологическое воздействие — это понятие, часто используемое в психологии и социологии. Оно представляет собой процесс, в ходе которого меняется поведение, установки, намерения, желания и представления постороннего человека. С помощью механизмов психологического влияния более полно реализуется потенциал внутригруппового или массового взаимодействия. Эта категория предполагает использование способов дезинтеграции или групповой дифференциации.
В качестве особенностей психологического влияния необходимо выделить:
- Неосознанный (спонтанный) характер;
- Отсутствие социального контроля;
- Использование с определенной целью (позитивной или негативной);
- Промежуточное состояние человека.
Тема психологического влияния особенно интересна для предпринимателей, рекламистов, маркетологов и бизнесменов. Применяя механизмы влияния, они могут более быстро реализовать свою продукцию (продать свою услугу). От умения применять инструменты психологического влияния во многом будут зависеть результаты работы представителей этих профессий.
Категория «психологически конструктивное воздействие» характеризуется тем, что оно не должно негативным образом отразиться на личности. Среди обязательных требований должны присутствовать психологическая грамотность и корректность.
Воздействие на людей часто используется в повседневной жизни. Современные условия показывают, что часто это стало происходить по имя корыстных намерений или для получения определенной выгоды. Если хорошо знать особенности своего собеседника, то достижение желаемого результата не может быть сложным.
Убеждение как способ психологического воздействия
Убеждение концентрируется на снятия определенных страхов. Оно требуется для того, чтобы устранить препятствия на пути информации к сознанию человека. Реализация этого способа воздействия происходит через коммуникацию с нужными объектами.
Главное предназначение убеждения состоит в изменении взглядов человека на определенные вещи. Инициатор должен первым предпринимать попытку начать разговор. В основе убеждения лежит сознательное отношение к определенным сведениям, включая их самоанализ, критику и оценку.
Убеждение выстраивается на основе системы доводов. Его формирование происходит в соответствии с законами логики, для чего необходимо обоснование со стороны того, кто наводит убеждение. Подобный тип воздействия лучше всего внедрять в процессе обсуждений, групповых дискуссий, споров. Основные требования включают логичность, наличие аргументов, последовательность, основа в виде научно-доказательных материалов.
Успех этого вида воздействия напрямую зависит от умений человека, который его проводит. Если произошло удачное внедрение убеждения, то человек примет и в будущем будет руководствоваться при выборе чего-либо новой информацией. В процессе получения новых убеждений происходит трансформация мировоззрения. Более часто его используют при воспитании детей и при осуществлении научной полемики.
Эффективность убеждающего воздействия зависит от нескольких условий:
- сила воздействия, определяемая его содержательностью и авторитетом убеждающего лица;
- психологический склад личности, на которую осуществляется воздействие (потребности, интересы, вкусы, особенности мышления);
- интеллектуальное и эмоциональное состояние убеждающего и убеждаемого лица в ходе их взаимодействия.
Сущность и особенности внушения
Внушение считается одним из самых опасных видов влияния. Это основной инструмент воздействия при проведении гипнозов (гипнотерапии). Используя его, можно заставить индивида выполнять необходимые действия, поменять тип его поведения, мышление или мнение об определенном объекте.
Внушение состоит в снижении критичности индивида к полученной информации. Это обусловлено отсутствием желания проверить сведения на достоверность. Внушение считается очень эффективным, если налажены доверительные отношения между общающимися людьми. Именно по этой причине гипнолог до момента внедрения внушений, осуществляет попытку выстроить с пациентом контакт. После этого он вводит человека в транс и навязывает ему определенную модель поведения или мыслей.
Принято различать прямое и косвенное внушение. Первое из них происходит тогда, когда одно лицо сообщает другому в оперативной форме определенные идеи, которые должны безоговорочно приниматься и быть реализованы. Таким примером внушения можно назвать воздействие родителей, учителя на ребенка.
В случае с косвенным внушением цель может достигаться обходными способами. Яркий пример косвенного внушения представлен рекламой, в которой чаще всего применяют приемы, склоняющие к одобрению без раздумий. Вместо четких сведений о продукте, реклама связывает его с представлениями о красоте и удовольствии (например, реклама сигарет, пива, косметических средств).
Важная особенность внушения состоит в его направленности не на способность мыслить, а на готовность принимать предложения, новые мысли, противоречивые утверждения, включая их реализацию. Существует две формы такого типа влияния – аутосуггестия (самовнушение) и гетеросуггестия (влияние со стороны).
Отличительной стороной самовнушения является то, что оно представляет собой сознательное саморегулирование. На результаты использования внушения оказывают воздействие следующие показатели, имеющие отношение к спикеру:
- Авторитет и статус;
- Волевые качества;
- Уверенность в себе;
- Категоричность в тоне;
- Выразительная интонация;
- Вера в собственные силы;
- Умение переубеждать и др.
Внушение активно используют при подаче информации в средствах массовой информации. Еще один популярный вид применения инструмента влияния – реклама, реализация которой происходит через яркие, короткие и запоминающиеся слоганы.