Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Типы и виды опроса в психологическом исследовании

Все предметы / Психология / Типы и виды опроса в психологическом исследовании

Сущность и значение опроса в психологическом исследовании

Определение 1

Опрос – это один из основных методов психологического исследования, который заключается в свободном получении информации в виде ответов на поставленные вопросы.

Метод опроса может быть использован в психологических исследованиях в следующих случаях:

  1. В случае, если исследуемый фактор сложно поддается внешнему контролю.
  2. В случае, если фактор может быть легко выделен операторами, но для этого необходим его тщательный учет в ходе организованного наблюдения или эксперимента, требующий длительного и сложного исследования.
  3. В случае, если иные методы не позволяют получить исчерпывающую информацию по проблеме исследования.

Суть опроса состоит в том, что испытатель задает испытуемым заранее составленные вопросы и фиксирует их ответы.

Замечание 1

Особенность метода опроса состоит в том, что он может быть использован при массовых исследованиях, то есть, он позволяет получить информацию или сведения о группе индивидов, а не только об одном конкретном индивиде.

По способу проведения опросы подразделяются на стандартизированные и нестандартизированные.

Стандартизированные опросы – это «строгие» опросы, которые направлены на получение информации конкретно по проблеме исследования.

Нестандартизированные опросы – это «более свободные» опросы, имеющие «плавающие» рамки, что позволяет варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции испытуемых.

Формы опросов

Опрос может проводиться в различной форме.

Анкетирование – представляет собой набор вопросов, которые предварительно были подобраны исследователем, с целью выявления искомого фактора или установления определенного факта, его особенностей. Вопросы могут быть как прямые, так и косвенные, с возможностью выбора ответа или «открытые», предусматривающие самостоятельный ответ на вопрос. Анкетирование проводится в письменном виде.

Готовые работы на аналогичную тему

Среди опросников-анкет в психологических исследованиях широко используются биографические анкеты, предназначенные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.

Интервью – это список вопросов по анкетному типу, с той разницей, что исследователь задает их в ходе живой беседы, содержание которой он «программирует» заранее.

Интервью дает возможность получить информацию двух типов. Во-первых, можно наблюдать за респондентом, его речью, позой, мимикой, манерой вести себя с незнакомым человеком. Во-вторых, интервью позволяет получить данные о жизни человека, восприятии им прошедших и настоящих событий, их оценке, описании сопутствующих обстоятельств и т.п.

Беседа – это прямое или косвенное, письменное или устное получение необходимых сведений о деятельности испытуемого, свойственных ему психологических реакций и т.д. Беседа может быть организована в виде: непринужденной беседы (нет строгой регламентации), интервью, вопросника, психологической анкеты.

Методы полярных баллов и социометрии – это методы, основанные на вопросах, однако с их помощью можно решить ограниченный круг задач, характеризующих особенности деятельности группы. Обработка, полученных результатов чаще всего осуществляется с помощью статистических методов.

Тестирование – это один из специализированных методов психодиагностического обследования, который позволяет получить максимально точную качественную и количественную характеристику изучаемого предмета или явления.

Тестирование проводится посредством предварительно составленных тестов по теме исследования. Каждый вопрос предполагает ответ, который можно выбрать из представленного перечня («закрытые» тесты), либо необходимо вписать самостоятельно («открытые» тесты). Кроме того, тесты могут быть представлены в форме тест-заданий или тест-опросников.

Тест-задания – направлены на осуществление оценки поведения и психологии человека, на основании исследования его деятельности.

Проективные тесты в них лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

Виды опросов

Различают следующие виды опросов.

Устный опрос – используется в случае, если в ходе исследования необходимо не только получить конкретные сведения, но осуществить наблюдение за поведением и реакциями индивида, в процессе ответов на вопросы.

Данный вид опроса способствует получению достаточно большому информации, но для того, чтобы эта информация была действительно полезной для психологического исследования, необходимо наличие специальной подготовки, владение различными приемами. Кроме того, устные опросы требует от исследователя предварительной подготовки, которая может занимать достаточно много времени.

Устный опрос проводится в таких формах как интервью или беседа.

Письменный опрос – позволяет охватить одновременно большое количество испытуемых.

Чаще всего письменные опросы проводятся в форме анкетирования или тестирования, что требует не только предварительной подготовки, но и последующей обработке письменных работ испытуемых.

Письменный опрос позволяет охватить большое число людей. Анкета. Нельзя учесть реакции на содержание вопросов. Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками.

Для того, чтобы все указанные формы и виды опросов были успешны, а полученные результаты способствовали разрешению исследуемой проблемы, необходимо соблюсти ряд правил:

  1. Опрос не должен быть чересчур трудоемким.
  2. Вопросы должны быть легки для восприятия и понятны испытуемому.
  3. В случае, если испытуемый затруднятся с ответом, не нужно задавать ему наводящих вопросов, так как они могут предопределить его ответ, тем самым он станет недостоверным.
  4. Испытуемый должен быть уверен в целесообразности проводимого опроса и не боятся того, что он будет иметь отрицательные последствия.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Сергеевна Плугина

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис