Описание теста
Тест фрустрационных реакций Розенцвейга - это одна из наиболее популярных психодиагностических методик, которая занимает промежуточное положение между тестом ассоциации слов и тестом тематической апперцепции.
Данная методика предназначена для выявления реакций человека на ситуацию фрустрации, то есть невозможности удовлетворить значимую потребность, а также выявления способов преодоления тех препятствий, которые мешают ее удовлетворению.
Материал теста представляет собой набор из серии 24 картинок, на которых представлены персонажи в различных фрустрационных ситуациях. На каждом рисунке есть две области: на рисунке слева изображен персонаж, произносящий определенную реплику, а на рисунке справа рядом с персонажем имеется пустой квадрат для ответа, куда должен вписать реплику сам респондент.
Поэтому данная методика отчасти напоминает тест тематической апперцепции (ТАТ) в силу того, что в ней используются картинки, а также тест ассоциации слов, поскольку респонденту нужно продолжать реплику. Однако в данном тесте, в отличие от ТАТ, сами ситуации более однообразные и нацелены на получение более простых и незамысловатых ответов.
Таким образом, данная методика сохраняет и объективные черты теста ассоциаций и соприкасается с более глубокими аспектами личности, которые выявляются благодаря ТАТ.
Говоря о самих рисунках, по содержанию их можно разделить на 2 основные группы:
- ситуации препятствия Я: в таких ситуациях есть какое-то препятствие (персонаж, предмет), которое сбивает с толку или останавливает субъекта любым прямым или косвенным способом. В данном тесте представлено 16 таких ситуаций;
- ситуации препятствия сверх-Я: в таких ситуациях субъект становится объектом обвинений, его призывают к ответственности. В самом тесте таких ситуаций 8.
Между двумя этими типами ситуаций имеется связь: ситуации второго типа предполагают, что им уже предшествовала ситуация первого типа, где фрустратор был объектом фрустрации.
Инструкция по работе с методикой следующая: «Вам предложена серия рисунков, на каждом из которых изображены 2 и более человек. Один человек изображен всегда говорящим определенные слова, Вам необходимо написать в пустом месте квадрате первый пришедший на ум ответ».
Теоретические предпосылки создания теста
Саул Розенцвейг - американский психолог и психотерапевт, автор теории фрустрации. В 1934 году представил классификацию типов реакций на фрустрации, которую он собирался сделать базой для измерений проективных механизмов личности. Более законченные формы данная классификация приобрела в 1938 году.
С. Розенцвейг выделяет два типа фрустрации: первичная (лишение) - этот тип актуализируется, если у субъекта нет никаких возможностей для удовлетворения фрустрированной потребности; вторичная - этот тип характерен для ситуаций, в которых удовлетворение возможно, но существуют определенные препятствия.
Розенцвейг также выделяет два типа реакций на ситуацию фрустрации:
- реакция продолжения потребности (возникает после любой фрустрации): основная цель в удовлетворении потребности тем или иным способом;
- реакция защиты Я (возникает лишь в особых случаях угрозы для личности) - это более сложные формы реакций, которые зависят от многих факторов. Автор выделил 3 группы реакций, на основе которых и создал свой тест.
Реакции защиты Я могут быть:
- экстрапунитивные: субъект обвиняет в лишении потребности других людей. Такому ответу сопутствуют эмоции гнева и раздражения;
- интрапунитивные: субъект обвиняет сам себя, чему сопутствуют чувство вины, угрызения совести;
- импунитивные: субъект склонен обесценивать и умалять значимость фрустрационной ситуации.
Реакции на фрустрации С. Розенцвейг предлагает рассматривать с разных сторон. Например, с точки зрения прямоты: в прямых реакциях ответ связан с фрустрирующей ситуацией и является продолжением неудовлетворенной потребности. Непрямые реакции содержат ответы, которые имеют заместительную или символическую форму.
Адекватность ответа также имеет важно значение. В реакция продолжения потребности выделяют: адаптивная персистенция (поведение продолжается вопреки препятствиям) и неадаптивная персистенция (поведение зациклено и неопределенно). В реакциях защиты Я также выделяют: адаптивный ответ (сообразно с актуальными обстоятельствами) и неадаптивный ответ (не оправдан существующими обстоятельствами).
Обработка и интерпретация результатов
Обработка результатов сводится к оценке ответов, на основании которой выделяются профили и тенденции поведения в ситуации фрустрации.
Оценка ответов производится с двух точек зрения: направленность реакции (на других, на себя, обесценивание) и тип реакции (преодоление препятствия, защита эго, требование помощи других для разрешения ситуации).
Комбинируя эти 6 категорий получают 9 возможных счетных факторов оценки. Каждый ответ может быть оценен одним или двумя, реже тремя факторами оценки.
- Оценка ответа - присвоение определённого набор символов: экстрапунитивный (Е), интрапунитивный (I), импунитивный (М).
- Для отражения потребностно-доминантного типа (преодоление препятствия) после заглавные букв пишется знак «прим» () - Е,I,M.
- Для отражения эгозащитного типа Е,I,M пишутся прописными буквами.
- Для отражения потребностно-настойчивого типа (поиск поддержки) Е,I,M пишутся как e,I,m.
Все ответы испытуемого записываются в виде счетных факторов в протокольном бланке в колонке соответствующего типа. Суммарные баллы по каждому из 9 счетных факторов записываются в таблицу профилей в бланке.
На основании профилей формируются образцы: три основных и один дополнительный
- первый образец - частота ответов разных направлений вне зависимости от типа реакции,
- второй образец - частота типов реакции,
- третий образец - частота наиболее частых трех факторов вне зависимости от типа и направления,
- четвертый образец - сравнение эгозащитных ответов и суперэгозащитных.
Также в ходе обработки результатов важно фиксировать тенденции поведения - всякое изменение поведения относительно направления поведения и типа реакции.
Испытуемый так или иначе довольно хорошо идентифицирует себя с фрустрируемым персонажем. Поэтому полученный профиль считают характерным для самого субъекта.
С. Розенцвейг отмечал, что сами по себе реакции не являются показателем нормы или патологии, значение имеет лишь суммарные показатели и общий профиль реакций, и соответствие стандартным нормативам. По мнению автора, именно последний показатель отражает степень адаптивности реакций относительно социального окружения.
Выявленные показатели не отражают личностные образования, они демонстрируют индивидуальные динамические характеристики поведения.