Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теория гештальт-восприятия

Определение 1

Гештальт — это пространственная (наглядная) форма воспринимаемых предметов, существенные свойства которых невозможно понимать с помощью суммирования свойств их частей.

Основные положения теории гештальт-восприятия

Анализ визуального восприятия проводили психологи, антропологи, искусствоведы, философы, семиотики. Через психологию оно рассматривается с помощью такого направления, как гештальт. Гештальтпсихология представляет собой теорию восприятия, которая стала популярна в начале прошлого века в Германии. Направление возникает из исследований восприятия, а в центре его внимания находится характерная тенденция психики к организации опыта в целое, доступное пониманию.

В качестве фундамента исследования сферы визуального выступили исследования Р. Арнхейма. За основу он взял теорию гештальтпсихологии, заложив базу современного знания о визуальном восприятии. Этот ученый считал, что визуальное восприятие является не пассивным созерцательным актом, ограниченным только репродуцированием объекта. Его необходимо рассматривать в качестве сложной ментальной работы, которая включает продуктивные функция сознания. Они приводят к формированию визуальных моделей. Процессы, приписанные мышлению, характерны и для элементарного восприятия, предполагая чувственную основу.

Восприятие и мышление создают континуальное пространство познания. Оно распространяется от непосредственного чувственного восприятия до самых общих теоретических конструктов. На этой основе Арнхейм сделал вывод о том, что зрительно воспринимаемый мир образован в результате большого количества сложных операций. Они происходят в нервной системе наблюдателя до того, как он приходит к его осмыслению. Вывод состоял в том, что восприятие без мышления бесполезно, а мышление без восприятия не имело бы возможности размышлять.

Основа теории гештальт-восприятия состоит в том, что мир, который воспринимает человек, невозможно раздробить до бесконечности. Он представлен целостными гештальтами (конфигурациями). В 30-ые годы прошлого века эта теория разрабатывалась М. Вертхаймером, В. Кёлером и К. Кофкой.

Исследователи выявили несколько принципов гештальта. Они выступали против концепции эмпатии, перенося акцент с сознания воспринимающего субъекта на свойство самих воспринимаемых объектов. Гештальт-психологи особо внимательно относились к искусству. Ими была выработана гипотеза, которая рассматривала художественную форму, воплощающую фундаментальные структуры человеческих эмоций. Это предопределило ее базисную функцию в виде «опознания».

«Теория гештальт-восприятия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Теория определяла в качестве первичных целостные структуры (гештальты), для которых были характерны собственные характеристики и законы. Для восприятия присуще несколько свойств: константы, фигура и фон, которые вступают в отношения между собой и формируют новое свойство.

Упорядоченность и целостность восприятия зависят от нескольких принципов:

  • Близости (стимулов, расположенных рядом и воспринимающихся вместе);
  • Схожести (стимулы схожи по размеру, цвету и очертаниям, форме, воспринимаются вместе);
  • Целостности (восприятие стремится к целостности и упрощению);
  • Замкнутости (тенденция завершать фигуру, когда в конце она приобретает полную форму);
  • Смежности (стимулы близки во времени и пространстве);
  • Общей зоны.

В качестве методологической основы гештальтпсихологии выступили идеи «критического реализма» и положения, развитые Э. Герингом и Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером. Эти ученые считали, что физиологическая реальность процессов в мозге и психическая реальность связаны между собой посредством отношений изоморфизма.

В основе теории гештальт-восприятия находятся исследования зрительного восприятия. Они показали, что человек имеет склонность воспринимать окружающий мир как упорядоченные целостные конфигурации, а не отдельные фрагменты. На базе данных исследований разработаны два принципа гештальтпсихологии.

Взаимодействие фигуры и фона

В соответствии с принципом взаимодействия фигуры и фона каждый гештальт может восприниматься в качестве фигуры. Она обладает четкими очертаниями и выделяется в определенный момент из окружающего мира, который представляет в отношении фигуры более размытый и недифференцированный фон.

Последователи гештальтпсихологии утверждали, что формирование фигуры предопределяет появление интереса к чему-либо. Оно сосредотачивает внимание на объекте для удовлетворения возникшего интереса. Закон прегнантности (равновесия) в этом случае гласит, что психика человека стремится к максимальному состоянию стабильности. Люди, выделяя фигуру из фона, придают ей «удобоваримую» форму, которая характеризуется следующими качествами:

  • Простота,
  • Регулярность,
  • Близость,
  • Завершенность.

Модель включает процесс взаимодействия субъекта с фигурой. Он начинается с момента возникновения спонтанного интереса и завершается полным удовлетворением. Сначала появляется ощущение в виде спонтанного интереса к объекту. Оно имеет смутный характер и вызывает благодаря этому начальное напряжение. На этой стадии нужно понять и конкретизировать источник ощущения, сосредотачивая внимание на вызвавшем его объекте.

На этапе осознания происходит насыщение фигуры значимым содержанием. Здесь можно говорить об ее идентификации и конкретизации. При опознавании мобилизуется энергия, связанная с изначально возникшим напряжением. Она нужна для того, чтобы сосредотачивать и удерживать внимание. Если осознаваемая и выделенная фигура из фона станет для лица значимой, то произойдет стимулирование интереса, рост напряжения.

На стадии действия человек переходит от собственного восприятия (перцептивного поведения) к воздействию на фигуру, которая вызвала интерес. Это приводит к ее адаптации, физическому или психологическому «присвоению» или ассимиляции. На стадии контакта направляется действие на вызвавшую интерес фигуру. Здесь возникает максимально насыщенное переживание, в котором интегрируются впечатления, полученные от сенсорного осознания и моторного акта.

На финальной стадии разрешения производится рефлексия опыта, полученного на этапе контакта. Его интеграция осуществляется на внутриличностном уровне. Таким образом, основное достижение гештальта состоит в выдвижении концепции целостности образа.

Дата последнего обновления статьи: 29.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot