Гештальт — это пространственная (наглядная) форма воспринимаемых предметов, существенные свойства которых невозможно понимать с помощью суммирования свойств их частей.
Основные положения теории гештальт-восприятия
Анализ визуального восприятия проводили психологи, антропологи, искусствоведы, философы, семиотики. Через психологию оно рассматривается с помощью такого направления, как гештальт. Гештальтпсихология представляет собой теорию восприятия, которая стала популярна в начале прошлого века в Германии. Направление возникает из исследований восприятия, а в центре его внимания находится характерная тенденция психики к организации опыта в целое, доступное пониманию.
В качестве фундамента исследования сферы визуального выступили исследования Р. Арнхейма. За основу он взял теорию гештальтпсихологии, заложив базу современного знания о визуальном восприятии. Этот ученый считал, что визуальное восприятие является не пассивным созерцательным актом, ограниченным только репродуцированием объекта. Его необходимо рассматривать в качестве сложной ментальной работы, которая включает продуктивные функция сознания. Они приводят к формированию визуальных моделей. Процессы, приписанные мышлению, характерны и для элементарного восприятия, предполагая чувственную основу.
Восприятие и мышление создают континуальное пространство познания. Оно распространяется от непосредственного чувственного восприятия до самых общих теоретических конструктов. На этой основе Арнхейм сделал вывод о том, что зрительно воспринимаемый мир образован в результате большого количества сложных операций. Они происходят в нервной системе наблюдателя до того, как он приходит к его осмыслению. Вывод состоял в том, что восприятие без мышления бесполезно, а мышление без восприятия не имело бы возможности размышлять.
Основа теории гештальт-восприятия состоит в том, что мир, который воспринимает человек, невозможно раздробить до бесконечности. Он представлен целостными гештальтами (конфигурациями). В 30-ые годы прошлого века эта теория разрабатывалась М. Вертхаймером, В. Кёлером и К. Кофкой.
Исследователи выявили несколько принципов гештальта. Они выступали против концепции эмпатии, перенося акцент с сознания воспринимающего субъекта на свойство самих воспринимаемых объектов. Гештальт-психологи особо внимательно относились к искусству. Ими была выработана гипотеза, которая рассматривала художественную форму, воплощающую фундаментальные структуры человеческих эмоций. Это предопределило ее базисную функцию в виде «опознания».
Теория определяла в качестве первичных целостные структуры (гештальты), для которых были характерны собственные характеристики и законы. Для восприятия присуще несколько свойств: константы, фигура и фон, которые вступают в отношения между собой и формируют новое свойство.
Упорядоченность и целостность восприятия зависят от нескольких принципов:
- Близости (стимулов, расположенных рядом и воспринимающихся вместе);
- Схожести (стимулы схожи по размеру, цвету и очертаниям, форме, воспринимаются вместе);
- Целостности (восприятие стремится к целостности и упрощению);
- Замкнутости (тенденция завершать фигуру, когда в конце она приобретает полную форму);
- Смежности (стимулы близки во времени и пространстве);
- Общей зоны.
В качестве методологической основы гештальтпсихологии выступили идеи «критического реализма» и положения, развитые Э. Герингом и Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером. Эти ученые считали, что физиологическая реальность процессов в мозге и психическая реальность связаны между собой посредством отношений изоморфизма.
В основе теории гештальт-восприятия находятся исследования зрительного восприятия. Они показали, что человек имеет склонность воспринимать окружающий мир как упорядоченные целостные конфигурации, а не отдельные фрагменты. На базе данных исследований разработаны два принципа гештальтпсихологии.
Взаимодействие фигуры и фона
В соответствии с принципом взаимодействия фигуры и фона каждый гештальт может восприниматься в качестве фигуры. Она обладает четкими очертаниями и выделяется в определенный момент из окружающего мира, который представляет в отношении фигуры более размытый и недифференцированный фон.
Последователи гештальтпсихологии утверждали, что формирование фигуры предопределяет появление интереса к чему-либо. Оно сосредотачивает внимание на объекте для удовлетворения возникшего интереса. Закон прегнантности (равновесия) в этом случае гласит, что психика человека стремится к максимальному состоянию стабильности. Люди, выделяя фигуру из фона, придают ей «удобоваримую» форму, которая характеризуется следующими качествами:
- Простота,
- Регулярность,
- Близость,
- Завершенность.
Модель включает процесс взаимодействия субъекта с фигурой. Он начинается с момента возникновения спонтанного интереса и завершается полным удовлетворением. Сначала появляется ощущение в виде спонтанного интереса к объекту. Оно имеет смутный характер и вызывает благодаря этому начальное напряжение. На этой стадии нужно понять и конкретизировать источник ощущения, сосредотачивая внимание на вызвавшем его объекте.
На этапе осознания происходит насыщение фигуры значимым содержанием. Здесь можно говорить об ее идентификации и конкретизации. При опознавании мобилизуется энергия, связанная с изначально возникшим напряжением. Она нужна для того, чтобы сосредотачивать и удерживать внимание. Если осознаваемая и выделенная фигура из фона станет для лица значимой, то произойдет стимулирование интереса, рост напряжения.
На стадии действия человек переходит от собственного восприятия (перцептивного поведения) к воздействию на фигуру, которая вызвала интерес. Это приводит к ее адаптации, физическому или психологическому «присвоению» или ассимиляции. На стадии контакта направляется действие на вызвавшую интерес фигуру. Здесь возникает максимально насыщенное переживание, в котором интегрируются впечатления, полученные от сенсорного осознания и моторного акта.
На финальной стадии разрешения производится рефлексия опыта, полученного на этапе контакта. Его интеграция осуществляется на внутриличностном уровне. Таким образом, основное достижение гештальта состоит в выдвижении концепции целостности образа.