Правовой статус психолога
Теоретико-методологические основы правовой деятельности психолога – это совокупность прав, норм, стандартов, юридических правил и регламентов, регулирующих поведение и профессиональную деятельность психолога, упорядочивающих его взаимоотношения с коллегами.
Для выполнения профессиональной деятельности в должности психолога, специалист должен иметь высшее психологическое образование. В ходе осуществления профессиональной деятельности в рамках конкретного учреждения, рабочее время психолога устанавливается в соответствии с законодательными нормативами. Конкретное профессиональное направление работы психолога определяется потребностями учреждения (работа с детьми дошкольного возраста, работа со школьниками или студентами, работа с сотрудниками организации и т.д.).
Особенности профессиональной деятельности психолога предполагают обязательное выделение ему отдельного кабинета и наличие необходимого оборудования.
Отчетность психолог ведет в письменном виде, все отчеты предоставляются администрации на проверку.
Психолог в соответствии с профессиональными требованиями к его специальности должен знать:
- Распоряжения, приказы и иные нормативные акты, и документы, касающиеся его профессиональной деятельности.
- Психологию управления и труда, социальную и инженерную психологию, основы организации, экономики и техники производства.
- Методы исследования психологических особенностей человека, в зависимости от его возрастной категории, уровня образования, социального статуса, занимаемой должности и т.д.
- Опыт зарубежных и отечественных психологов в определенной профессиональной сфере.
- Законодательство в сфере образования, труда, охраны труда и т.д.
- Правила внутреннего трудового распорядка, нормы охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты и производственной санитарии.
Законодательная основа профессиональной деятельности психолога
В основе профессиональной деятельности психолога заложены следующие нормативно-правовые акты:
Федеральный закон «Об образовании», принятый ГД РФ 12.07.1995г. Статья 55 данного закона регулирует права сотрудников образовательных учреждений, а также их льготы и социальные гарантии.
В соответствии со ст. 55 ФЗ «Об образовании», психолог в своей профессиональной деятельности имеет право:
- самостоятельно выбирать и использовать материалы, методики и учебники;
- получать пенсию и претендовать на получение жилья в сельской местности после установленного срока непрерывной профессиональной деятельности в образовательном учреждении;
- получать при необходимости длительный отпуск (срок до 1-го года), а также ежегодный отпуск в 56-ть календарных дней;
- получать заработную плату в соответствии с Единой тарифной сеткой.
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятый ГД РФ 19.06.1996 г. Данный закон регламентирует статус научных и педагогических работников, а также статус образовательного учреждения. Так, данный федеральный закон, содержит следующие статьи, касающиеся профессиональной деятельности психолога:
- Статья 6. Если студент отучился 4 года, успешно сдал выпускные экзамены и защитил выпускную квалификационную работу, то он имеет право получить степень бакалавра, если студент отучился 5-ть лет – специалиста-психолога, после 6-ти лет – степень магистра.
- Статья 16 – определяет льготы для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях.
Письмо МО РФ «Об оплате труда работников образовательных учреждений», от 12 марта 1993 года. Данное письмо содержит сведения о доплатах психологам, осуществляющих свою профессиональную деятельность в различных типах учебных заведений.
Приложение 4 к приказу Министерства Образования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации, от 14 декабря 1995 года (№622/1646). Данное приложение включает в себя требования к квалификации психолога в соответствии с разрядом, а также соответствие заработной платы и разряда специалиста. Каждый специалист имеет возможность повысить свой разряд, посредством сдачи специального экзамена.
Применение правовых знаний в практической деятельности психолога
Психолог должен знать действующее законодательство, касающееся родителей учащихся (воспитанников), а именно их права и обязанности относительно своих несовершеннолетних детей.
Права и обязанности родителей несовершеннолетних детей:
В соответствии с п.4 ст. 43 Конституции РФ, родители (опекуны) обязаны обеспечивать своим детям необходимые условиях для получения основного общего образования. То есть, вне зависимости от социального статуса семьи, материального положения и иных обстоятельств, родители должны обеспечить своих детей всем необходимым, чтобы они смогли получить необходимое образование.
Права и обязанности родителей по отношению к своим несовершеннолетним детям, определены ст. 63 Семейного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым:
- родители обязаны воспитывать своих детей;
- родители несут ответственность за развитие, обучение и воспитание своих детей;
- родители имеют преимущественное право перед иными лицами по воспитанию своих детей;
- родители должны обеспечить своих детей всем необходимым для получения образования;
- родители имеют право выбирать образовательное учреждение для своих детей (детский сад, школу и т.д.).
Статьи 162, 163 и 16 Административного Кодекса Российской Федерации направлены на защиту прав и интересов несовершеннолетних (наказание родителей за неуплату алиментов, неблагополучные условия проживания детей, не обеспечение детей всем необходимым, создание условий, угрожающих жизни и здоровью детей и т.д.).
Статья 151 Уголовного Кодекса Российской Федерации – направлена на защиту прав, свобод и интересов несовершеннолетних.