Сущность возрастной психологии и ее теоретические задачи
Возрастная психология ‒ это область психологической науки, которая изучает закономерности и факты формирования человека, возрастную динамику развития его психики.
Предметом возрастной психологии считается возрастная динамика психики человека, онтогенез процессов психики и качеств личности формирующегося человека, закономерности формирования процессов психики.
Объектом изучения в возрастной психологии выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, человек пожилого возраста.
Возрастная психология считается базовой теоретической дисциплиной, но приобретенные в ней знания и разработанные методы исследования психики обширно применяются в практической психологии и практике педагогической науки. В данной связи появляется необходимость определить задачи современной психологии развития.
Теоретические задачи возрастной психологии:
- исследование источников, движущих сил и закономерностей психического формирования в онтогенезе, установление детерминант (причин) развития, установление роли наследственности, среды, деятельности и общения в формировании личности.
- исследование периодизации психического становления и закономерностей изменений всех психических явлений личности под воздействием социальных обстоятельств с опорой на предпосылки биологического характера. Периодизация выявляет и делает «прозрачными» представления той или другой теории о механизмах формирования личности.
- проявление психологических механизмов формирования всех сфер личности, установление взаимообусловленности и соотношения процессов обучения и становления личности.
Предпосылки, закономерности и движущие силы психического развития
Исходным для осмысления природы становления психики считается соотношение в ребенке социального и природного, приобретенного и врожденного. Таким образом, для целостного процесса становления психики природная основа, определенная генотипом, выступает предпосылкой своеобразной основой, опираясь на который зарождаются психические новообразования при характерном действии социальной среды.
К движущим силам психического формирования относят противоречия, которые возникают почти на каждом возрастном этапе между возможностями и потребностями; образом жизни и возможностями. Противоречия всегда разрешаются, когда удовлетворяется потребность и складывается новая наиболее высокая степень психического развития, неудовлетворенная потребность – замедляет формирование личности. В соответствии с этим, движущей силой и показателем адекватного течения психического формирования личности является психологическое и психическое здоровье, соответственное аспектам возрастного формирования.
Изучение периодизации становления психики и закономерностей изменений всех психических явлений у ребенка под воздействием социальных обстоятельств с опорой на биологические предпосылки
Закономерности психического развития ‒ это частные или общие законы формирования, опираясь на которые можно не только представить формирование психики, но и управлять им:
- возрастные кризисы ‒ небольшой отрезок онтогенеза, который определяется резкими психическими изменениями;
- новообразования ‒ свойство и качество личности, образующееся на новом возрастном этапе;
- ведущий тип деятельности ‒ тот, который на представленном возрастном этапе обуславливает важные изменения в психике человека.
Характерной чертой закономерностей психического формирования являются: условная обратимость изменений; направленность изменений (надстраиваются над старыми); воспроизводимость однотипных изменений, их закономерный характер.
Изменение соотношения детерминант формирования психики с возрастом ребенка меняется соотнесение социальных и биологических условий формирования психики. С расширением связей ребенка с социальной средой растет роль социальных влияний. Изменяются и сами детерминанты социального уровня (семья, школа, класс, друзья).
Для человека основную роль в формировании психики играет социальный фактор. Социальная сфера обнаруживается источником психического становления. В нем выделяют три элемента:
- макросреда ‒ общество, его социально-экономическая и политическая концепция;
- мезосреда - культурные, национальные и социально-демографические отличительные черты населения по месту жительства ребенка;
- микросреда - непосредственное окружение, близкие взрослые, семья.
Общество образует передачу общественного опыта через воспитание и обучение в специальных учреждениях. Воспитание и обучение организуются, принимая во внимание возможности возраста, а поэтому нужно их изучить, обозначить. Общественный опыт автоматически не усваивается, а через деятельность и активность ребенка. С обусловленного этапа онтогенеза ребенок обучается сам регулировать собственное развитие. Его личность стает отдельной детерминантой психического становления ребенка.
Выявление психологических механизмов развития всех сфер личности
Механизмы психического развития – это комплекс взаимосвязанных обстоятельств внешнего и внутреннего мира, содействующие развитию и функционированию образований психики.
Среди подобных механизмов формирования психики выделяют социальную ситуацию формирования, ведущий тип деятельности, новообразование психического становления.
Социальная ситуация становления возникает в виде «аффективного отношения» ребенка к среде. Как механизм она действует через наличие деятельности (содеятельности, предметного взаимодействия) и переживаний от контакта ребенка с социальной средой.
Кризис развития также рассматривается как механизм психического становления. Как механизм становления он воздействует через противоречия между возрастающими психофизическими возможностями и прежде определившимися формами его взаимоотношений с окружающей средой, которые появляются у человека, когда тот закончил какой-то цикл и переходит к последующему этапу.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что возрастная психология раскрывает психологическое содержание каждого этапа становления (взросления) и их динамику. Притом, любые перемены рассматриваются в динамике и с учетом условий, воздействующих на становление психики человека. В ходе исследований сравниваются закономерности становления ребенка на различных этапах, исследуются механизмы получения и сохранения навыков и знаний, происходит их сопоставление и последующее проявление условий, оказывающих воздействие на интеллектуальный и личностный рост.