Теоретическое исследование в психологии
Теоретические исследования – это исследования, при которых приобретение важных данных об исследуемых явлениях и объектах, обеспечивается путем индуктивных и дедуктивных умозаключений на основании мыслительных операций.
Цели исследования в психологии:
- Определение, обнаружение новых соотношений, взаимосвязей, данных, которые хотя и не могут рассматриваться как окончательные результаты, но дают возможность дать ответ на ряд нерешенных вопросов. При этом нельзя считать, что выводы, которые сделаны на основании исследования, будут окончательными.
- Проверка и подтверждение установленных фактов или теоретических положений. Проверка данных ‒ это обязательное условие научной и достоверности обоснованности результатов исследования.
В теоретическом исследовании устанавливаются и находят решение вопросы, которые могут быть отнесены к научным теориям или проблемы теоретического порядка. К ним можно причислить следующие частные проблемы и вопросы:
- Точное определение научных терминов;
- Определение и подтверждение гипотез путем рассуждения в уме и без обращения к опытному исследованию соответственных явлений;
- Выстраивание научной систематизации исследуемых явлений;
- Разработка и подтверждение научных теорий, которые находят объяснение той или другой группе явлений.
Теоретическое исследование может быть самостоятельное или представлять собой комплексное изучения какой-либо проблемы.
Цель теоретического исследования – получение обобщенного знания о каком-либо психологическом явлении.
При проведении теоретических исследований ученый имеет дело не с объектом, а с его пространственно-временным или знаково-символическим аналогом.
К разряду теоретических можно причислить исследования методологического характера, даже если в них есть составляющие эмпирики.
Основные методы, которые используются в теоретическом исследовании:
- работа с соответственными публикациями;
- научные дискуссии и консультации;
- не экспериментальное моделирование;
- классификация, систематизация.
В зависимости от задачи исследования и претензий ученого, его способностей и квалификации и в немалой степени от удачи получают результат в виде более или менее стройных и доказательных обобщений. Уровень этих обобщений может быть различным: гипотеза, концепция, теория.
Гипотеза исследования
Гипотеза ‒ это научное предположение, которое выдвигается для толкования какого-либо явления, требующее последующей проверки на опыте и (или) дополнительного теоретического доказательства, чтобы стать научной достоверной теорией.
Гипотезы, которые не опровергнуты в эксперименте, преобразуются в элементы теоретического знания о действительности: факты, закономерности, законы.
Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных итогов и считаются инструментом совершенствования теоретического знания.
Научная гипотеза должна отвечать принципам фальсифицируемости (если в процессе эксперимента она опровергается) и верифицируемости (если в процессе эксперимента она подтверждается). Необходимо напомнить, что принцип фальсифицируемости абсолютен, так как оспаривание теории всегда окончательно. Принцип верифицируемости является относительным, так как всегда есть возможность опровержения гипотезы в последующем исследовании.
Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать ключевым и в особенности творческим этапом работы исследователя. Необходимо также, что качество и количество гипотез обусловливается креативностью (общей творческой способностью) исследователя как «генератора идей».
Понимание концепции в теоретическом исследовании
Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – установленный способ понимания (восприятия, трактовки) какого-либо предмета, процесса или явления; основополагающая точка зрения на предмет; руководящая идея для их регулярного освещения.
При разработке концепции исследования нужно принимать во внимание природу, особенность психологических законов и закономерностей.
Во-первых, их особенность заключается в том, что они располагают статистическим характером, так как каждое психическое явление обуславливается большим количеством факторов, влияние которых и силу воздействия, а также постоянно изменяющееся сочетание, абсолютно принимать во внимание невозможно.
Во-вторых, деятельность и поведение, все отношения человека к миру, к остальным людям и к себе подчинены и общим для психологии человека закономерностям, и условиям индивидуальности представленного конкретного человека; всем содержанием личностного внутреннего мира направляются, сохраняющего личную историю человека. Они несут на себе отпечаток уникальности переживаемого, понимаемого и реализуемого личностного смысла любого понятия и события окружающего мира. Данная исключительность принципиально непознаваема до конца и потому реакции, отношения, поступки, поведение человека всегда только относительно предсказуемы.
На основе концепций возникают научные теории.
Теория в научном исследовании
В широком смысле понятие «теория» означает объяснение феномена или любую концептуальную репрезентацию. Теория ‒ это обобщение опыта, на уровне доказательства отражающее суть исследуемой реальности, включающей в себя и субъективные, объективные закономерности и факты.
Теоретическое обусловливает смысл процесса, явления; оно относится к общему. Происходит процесс познания от эмпирического (единичного) к теоретическому (общему). На теоретическом уровне познания преобладает рациональное.
Теоретическое невозможно отрывать от эмпирического. Теоретическое сосредоточивает эмпирическое познание, содействует установке целей, задач. Теорию в эксперименте прямо проверить невозможно. Теоретические высказывания представляются универсальными; из них выводятся следствия - гипотезы. Они должны быть содержательными, операциональными (опровергаемыми потенциально) и формулироваться в форме двух альтернатив. Теория может быть опровергнута, если частного порядка или гипотезы, выводимые из нее не находят подтверждения в эксперименте.
Теоретические исследования не подразумевают прямого взаимодействия исследователя с объектом исследования, процедура измерения не производится. Используется ранее полученные и опубликованные данные, определенные научные понятия и категории, научные концепции, теории и т.п.