Дистанционное консультирование и его особенности
Дистанционное психологическое консультирование – это получение человеком профессиональной психологической помощи через такие средства связи как сеть Интернет, телефон.
Сегодня, благодаря доступности Интернета, можно связаться с человеком в другой части Земли, поэтому проводить психологическое консультирование можно не выходя из дома.
Удаленное консультирование имеет целый ряд достоинств:
- доступность для скачивания программ с официальных сайтов;
- географическая широта охвата;
- отсутствие временных затрат на дорогу и гибкость в выборе времени;
- отсутствие ограниченности в выборе специалиста;
- выбор удобного места консультирования для клиента;
- дистанционное консультирование подходит тем, кто, по каким-либо причинам не может обратиться к психологу очно;
- отсутствие траты финансовых ресурсов на дорогу, аренду помещения.
Однако есть у него и свои недостатки:
- ограниченность психолога в выборе техник и методик;
- отсутствие визуального контакта;
- возможное отсутствие Интернет-соединения, помехи, отсутствие звука и другие технические неприятности;
- невозможность полной конфиденциальности.
Дистанционная психологическая помощь значительно труднее, чем личное общение клиента рядом с психологом. Классическая процедура психологической помощи выстраивается не в заочной форме, а именно очно. Это тот вариант психологического консультирования, когда клиент и психолог долго проводят встречи. В этом случае все положительные эффекты от личного общения срабатывают в полную силу. Классическое психологическое консультирование предполагает личное присутствие и взаимодействие консультанта и клиента.
Что касается современной психологической помощи, то для неё характерны разные формы – это консультации по телефону, консультации через интернет, чтение рекомендованной литературы, консультирование при помощи традиционных писем, посредством аудио и видео посланий.
Основная часть дистанционных консультаций проходит по телефону или через сеть Интернет.
Этот вид консультирования становится довольно востребованным и в ряде случаев является для клиента единственно возможным.
Чаще всего дистанционное консультирование выбирают клиенты:
- находящиеся в частых разъездах;
- имеющие ограничения в передвижении;
- не имеющие возможности получить помощь по месту жительства;
- испытывающие психологический дискомфорт при очном посещении;
- не имеющие возможность оплатить личную очную встречу.
Дистанционно можно работать не со всеми проблемами и специалисты выбирают те проблемы, с которыми они могут работать в данном формате. Очень затруднительна дистанционная работа с людьми с разными зависимостями, например, алкогольной, наркотической, пищевой и др. Так же сложно работать дистанционно над новыми моделями поведения, травмами, горем человека и потерей близких людей. Для этого необходимо очное консультирование, хотя бы на первых порах.
Интернет-консультирование
В ряде стран дистанционная психологическая помощь через Интернет развивается очень быстро. Специалисты считают, что Интернет-консультирование насчитывает от 60 до 100 лет, но, тем не менее, это новый вид социальной практики. В России этот вид психологической помощи применяется в последние несколько лет. Клиент и психолог общаются в режиме онлайн.
Интернет-консультирование имеет свои плюсы, которые заключаются в возможности получения помощи «здесь и сейчас», при сохранении анонимности.
Рисунок 1. Плюсы и минусы интернет-консультаций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Психологическая интернет помощь, как правило, оказывается бесплатно. Однако в этом консультировании существуют и свои «подводные камни». С одной стороны соблюдаются все формальности очного консультирования, в котором выделяются свои этапы: установление контакта, сбор информации о клиенте, осознание желаемого результата, выработка альтернативных решений. С другой стороны, контакт носит чисто формальный характер, потому что построен посредством машин.
Клиент сохраняет за собой право выйти из форума, не отвечать на вопросы, которые считает неприятными и др. Специалист, находясь по другую сторону монитора, может только предполагать, какие эмоции испытывает клиент. «Сухие буквы» клавиатуры не могут разделить степень ответственности в решении проблемы между специалистом и клиентом, как бы ни была сильна мотивация. Через отправляемую информацию чувства и эмоции не передаются, поэтому у психолога есть риск неправильной интерпретации полученных сведений.
Интернет-консультирование работает в значительной степени с помощью электронной почты, реже через видео-конференции и интернет-телефон.
По мнению психологов, идеальным способом Интернет-консультаций являются видео-конференции, но данная технология доступна пока не всем.
Консультация представляет собой переписку психолога и клиента по интересующей проблеме и продолжается до тех пор пока клиент не почувствует, что проблема решена. В процессе консультации психолог может использовать такие основные интерпретации:
- Аналитико-интерпретативную ориентацию, суть которой заключается в том, что психолог анализирует предъявленную клиентом проблему и интерпретирует её содержание. Клиенту важно увидеть себя глазами психолога, принять это видение и сделать его своим. Задачу на изменение ставит психолог, выбирает средства и использует их.
- Рационально-констатирующую – психолог помогает сформулировать проблему в рациональной форме, используя термины клиента. Клиент, осознавая свои представления о себе, вместе с психологом может уже поставить задачу на изменение.
- Процессуальную ориентацию – психолог следует за клиентом и с помощью разных приемов и техник, усиливает проявление спонтанности, а клиент получает новый опыт.
- Парадоксальную ориентацию, при которой психолог старается разрушить стереотипы отношений клиента и его ролевые ожидания. Состояние клиента, стереотипы общения и отношений изменяются, что делает клиента более «пластичным» и рефлексивным.
Виды психологического консультирования
К видам психологического консультирования относятся: проблемно-ориентированное, личностно-ориентированное, решение-ориентированное.
В проблемно-ориентированном консультировании акцент делается на модификации поведения, а значительная часть приемов в рамках этого направления, взята из поведенческой терапии.
Личностно-ориентированное консультирование направлено на анализ личностных индивидуальных причин проблемы. Чтобы этот вид консультирование не уводил в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы, консультант принципиально воздерживается от организационной помощи и советов. В рамках этого направления многие приемы взяты из психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии.
В решение-ориентированном виде психологического консультирования активизируются собственные ресурсы клиента для решения проблемы. Анализ причин проблемы усиливает чувство вины у клиента, а это является препятствием к сотрудничеству консультанта и клиента. В рамках этого подхода многие приемы берутся из краткосрочной позитивной терапии. Здесь нужна серия из 4-5 писем, потому что письмо оставляет время для взвешенного ответа и усиливает рефлексивный анализ проблемы клиента, т.к. выразиться надо понятно и лаконично. Наконец, на одно письмо клиента ответ могут дать несколько консультантов. Практика показывает, что данная форма консультаций довольно эффективна, но может продолжаться в течение длительного времени.
Таким образом, форма взаимодействия психолога с клиентом через Интернет, является распространенной во всем мире. Это не дань моде, а необходимость самой жизни и сегодня таких людей, которым необходима профессиональная психологическая помощь, становится всё больше.
В условиях дефицита времени, консультирование с помощью Интернета, часто является единственным вариантом общения со специалистом.