Что такое техники общения
Техника общения – это то, к чему прибегает человек для того, чтобы подготовиться к общению и смоделировать свое поведение в ходе общения.
В современном мире общение носит деловой или формальный характер, поэтому в нашем мире многие чувствуют себя одинокими, недооцененными. В связи с этим эффективное общение имеет важное значение для всех людей, живущих в определенном социуме.
Функции эффективного общения:
- способствует достижению взаимопонимания между людьми;
- направляет поток передаваемой информации в нужное русло;
- способствует преодолению барьеров между людьми для проведения открытой дискуссии.
Использование различных техник общения позволяет повысить его успешность, а также обеспечить положительный результат коммуникаций. Как правило, под техниками общения понимают совокупность действий и приемов, которые приводят к удовлетворению социально ценных потребностей. К таким потребностям можно отнести стремление к лидерству, потребность в познании и т.д.
Существуют такие универсальные приемы в общении, которые можно эффективно применять в любых сферах деятельности человека. Например, тактичность, вежливость, приветливость и т.д. Специфическая техника общения используется, когда нужно установить хорошие взаимоотношения с коллегами, партнерами и иными заинтересованными лицами.
Виды общения
Виды общения как тема привлекли внимание психологов, социологов, историков. Антуан де Сент-Экзюпери говорил, что самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения. Современные психологи, начиная со Второй мировой войны, проявляют значительный интерес к способам коммуникации. Так, например, бихевиористы были склонны рассматривать коммуникацию с точки зрения отношений стимул-реакция. К середине 1950-ых годов интересы психологов во многом был сосредоточен на аспектах различных типов сообщений. Психологи пытались выяснить, можно ли выявить что-то общее в общении у людей в целом.
В зависимости от средств, используемых для передачи информации от одного человека к другому, можно выделить вербальные и невербальные средства взаимодействия.
Вербальная коммуникация характеризуется прежде всего тем, что содержание сообщения передается непосредственно через произносимые голосом слова, то есть люди слышат слова и формулируют соответствующие фразы в зависимости от того, что они сами воспринимают на слух.
Отличительной особенностью невербального общения является использование вспомогательных факторов, таких как: жесты, мимика, прикосновения к собеседнику во время разговора. Иногда ими можно сказать больше, чем словами. Зачастую человек воспринимает во время разговора не столько слова, сколько тон, которым они были произнесены. Все виды общения, в том числе и невербального, необходимы для достижения чувства доверия и взаимопонимания между людьми.
Техники общения
Можно выделить следующие техники общения:
- Техника тишины: прием общения, основанный на сдержанности;
- Аналогичные приемы в общении: станьте зеркалом своего собеседника;
- Техника активного слушания;
- Техника вербализации;
- Перефразирование и т.д.
Рассмотрим некоторые из них.
Техника активного слушания – это одна из специальных техник, которая предполагает наиболее полное понимание самочувствия собеседника.
Можно выделить нерефлексивное и рефлексивное слушание. В первом случае в процессе коммуникации один человек говорит, а другой его внимательно слушает либо в полном молчании, либо с минимальным вмешательством в речь говорящего. Рефлексивное слушание предполагает использование таких простейших фраз, как: «да», «понимаю», «угу», «почему» и т.д. Зачастую этих фраз достаточно человек, поскольку каждый хочет быть прежде всего услышанным.
Для смягчения эмоционального фона делового и повседневного общения используется техника вербализации. Можно выделить следующие виды вербализации:
- непосредственная вербализация собственных эмоциональных состояний партнера, которая предполагает прямое информирование собеседника о собственном эмоциональном состоянии или высказывание переживаний по поводу его чувств и эмоций;
- косвенная (опосредованная) вербализация эмоций и чувств партнера, реализуемая посредством использования таких формулировок, как: Я понимаю, что это беспокоит вас», «Я чувствую, что вы чем-то расстроены»;
- метафорическая вербализация эмоциональных состояний партнера, предполагающая использование аналогий, сравнение, сходств для понижения психического напряжения в общении;
- вербализация общности с партнером. Здесь необходимо отметить, что подчеркивание общности с партнером должно быть релевантным (уместным), а также оно должно относится к деловой, профессиональной или личностной, персонифицированной зоне партнера. Например, в случае подчеркивания общности с собеседником посредством выделения личностных черт, эти черты необходимо воспринимать как его достоинства. В качестве примера вербализации общности с собеседником можно привести следующее высказывание: «Нам с вами, как творческим людям, присущи изобретательность и поиск нестандартных решений деловой проблемы»;
- вербализация значимости партнера. Оптимизации эмоционального состояния в решении деловой проблемы можно достичь посредством использования вербализации значимости делового партнера. Зачастую «эмоциональный язык» деловых партнеров в межличностной коммуникации является неконгруэнтным. Чтобы получить правдивую обратную информацию следует отметить подчеркнуть ценность вклада партнера в нахождение оптимального варианта решения проблемы. Такое подчеркивание значимости будет способствовать смягчению напряженного эмоционального фона деловой коммуникации. Однако в этом случае есть необходимое условие. Формулировка высказывания должна быть убедительной и искренней. Например: «Ваша способность к быстрому нахождению решений в сложных экономических ситуациях вызывает восхищение»