Гендерные взаимоотношения – это различные формы взаимосвязи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности.
Значимость среднего дошкольного возраста в развитии гендерных взаимоотношений
Дошкольный возраст представляет собой важный период в процессе воспитаня культуры гендерных взаимоотношений между детьми. Именно в этом возрасте у детей формируются основы женственности и мужественности, выстраиваются первые взаимоотношения с противоположным полом. На основании сложившихся гендерных взаимоотношений у детей формируется модель поведение в семье и обществе, проявляются первые симпатии, развивается детская субкультура.
Для того, что бы у детей дошкольного возраста процесс воспитания культуры гендерных взаимоотношений был успешен, необходимо организовать целенаправленное педагогическое воздействие, включающее в себя развитие у детей ценностного отношения к противоположному полу, умения взаимодействовать друг с другом, договариваться и мирно разрешать конфликтные ситуации.
При формировании модели поведения с противоположным полом необходимо в первую очередь учитывать возраст детей. Наиболее успешным возрастным этапом для этого является средний дошкольный возраст. Обусловлено это тем, что именно в период среднего дошкольного возраста у детей продолжается развитие самосознания, на основании которого ребенок ассоциирует себя как девочку или мальчика. Особенно активно это проявляется в ходе сюжетно-ролевых игр.
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети исполняют те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях, воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними
В сюжетно-ролевой игре детям предоставлена возможность опробовать на себе различные социальные роли, которые присущи взрослым. Играя, дети группируются по половому признаку. Это связано с тем, что в среднем дошкольном возрасте у детей появляется специфическое чувство «Мы» («мы – девочки», «мы - мальчики»). В этой связи именно сюжетно-ролевая игра представляет собой одно из важнейших средств воспитания гендерной культуры и развития гендерных взаимоотношений.
Руководство сюжетно-ролевой игрой как средством установления гендерных взаимоотношений
Руководство сюжетно-ролевой игрой, направленной на установление гендерных взаимоотношений, должно быть ориентировано на:
- Оказание детям помощи в установлении со сверстниками своего и противоположного пола.
- Формирования таких качеств личности как: взаимопомощь, обоюдная симпатия, понимание эмоционального состояния партнера по игре и т.д.
- Создание необходимых условий для осуществления игровой деятельности, в рамках которой у детей будут расширяться знания о мире, обогащаться представления о людях и особенностях взаимоотношений между ними.
- Избежание стереотипного характера игры, направленность на развитие сюжета, его усложнение. В результате развития и усложнения игр происходит расширение и обогащение гендерных взаимоотношений.
В ходе сюжетно-ролевой игры ребенок находится на стыке игрового и реального мира, при этом он занимает две позиции: условная позиция – позиция взрослого, реальная позиция – это позиция играющего ребенка. Однако у девочек и мальчиков по-разному происходит игровое отражение мира взрослых. Это отличие обусловлено их гендерной принадлежностью.
Таким образом, для того, чтобы сюжетно-ролевая игра была эффективным средством воспитания гендерной культуры и гендерных взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста, необходимо правильно ее организовать и правильно осуществлять руководство ею.
Особенности сюжетно-ролевой игры как средства установления гендерных взаимоотношений
Сюжетно-ролевая игра детей среднего дошкольного возраста имеет ряд особенностей, проявляющихся в выборе сюжета игры, игровых интересах и пристрастиях, игровых умениях, а также проявлении игрового творчества. Данные особенности представлены двумя типами: традиционные и современные (новые).
Традиционные особенности:
- Девочки чаще всего предпочитают игровые сюжеты, которые отражают типично женские интересы (домашние дела, мода, женские обязанности и профессии).
- Мальчики отдают предпочтение игровым сюжетам, которые в большей степени связаны с деятельностью, присущей мужчинам, а также отражают мужские черты (героизм, отвага, смелость и т.д.).
- Мальчики и девочки среднего дошкольного возраста предпочитают играть с детьми исключительно своего пола.
Таким образом, традиционные особенности связаны с тем, что тематика сюжетно-ролевых игр мальчиков в большей степени связана с технической и общественной жизнью, а у девочек с социально-бытовой стороной жизни. Мальчики и девочки во время игр выбирают роли, которые характерны для представителей их пола.
К современным особенностям относятся:
- Интересы мальчиков в игре во многом связаны с социокультурным пространством жизни, так как они многое заимствуют из компьютерных игр, мультфильмов, рекламы, кино и т.д.
- Интересы девочек в игре связаны с современным социально-бытовым пространством жизни взрослых.
- Игровое объединение девочек основано на их интересе друг к друг, в то время как интерес мальчиков ориентирован на игровое содержание и замысел.
- Сюжетно-ролевые игры детей среднего дошкольного возраста, вне зависимости от гендера, включают в себя разнообразные игрушки, которые не обязательно соответствуют их полу, важно чтобы они входили в сюжет и «помогали» игре.
Выявленные особенности ярко раскрывают детскую игровую субкультуру современных мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста, гендерную специфику игровой деятельности детей, а также их взаимоотношений.
Организация игровой деятельности с учетом изученных особенностей позволяет педагогам воспитывать культуру гендерных взаимоотношений детей, правильное понимание своего внутреннего мира, мужской (женской) индивидуальности, роли мужчины и роли женщины в семье и в обществе.