Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность неблагополучных семей и их основные виды

Все предметы / Психология / Сущность неблагополучных семей и их основные виды
Определение 1

Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, которая не в состоянии справиться с какой-либо из возложенных на нее функций.

Взаимоотношения между членами неблагополучных семей

При исследовании неблагополучных семей ученые выделили две противоположные тенденции, которые характерны для отношений между родителями и детьми.

Первая тенденция связана с тем, что родители проявляют равнодушие к своим детям, не стремясь понять их, выстроить правильные отношения. У них чаще всего нет желания изучать что-то из области педагогики и психологии, они не способны уделять внимания своему ребенку. Дети в такой семье покинуты на произвол судьбы.

Также психологами были выявлены зависимости в развитии личности от позиции родителей. Таким образом, проявление первой тенденции происходит через две основных родительских позиции: устранение от воспитания и устранение от общения. Данные позиции оказывают влияние на формирование нескольких особенностей личности подростка (например, беспомощность, хвастовство, склонность к асоциальному поведению).

Вторая тенденция выражена гиперопекой со стороны родителей. Ее можно характеризовать чрезмерной требовательностью к детям, опекой ребенка. Все это способствует развитию негативных черт, включая неуверенность в себе, излишнюю впечатлительность, высокомерие, покорность и инфантилизм.

Сущность неблагополучных семей проявляется через характерные особенности живущих в них детей-подростков. Они включают:

  • Отсутствие или искаженность моральных принципов;
  • Потребительское отношение к жизни и окружающим;
  • Неразборчивость в средствах, используемых для достижения желаемой цели;
  • Эмоциональная неуравновешенность, агрессия, проявление недовольства;
  • Постоянная недоверчивость к любому взрослому человеку к тому, кто желает помочь;
  • Цинизм в отношениях со взрослым человеком или представителем противоположного пола;
  • Низкая степень развития интеллекта, ограниченность в кругозоре, узконаправленная информированность.

Виды и особенности неблагополучных семей

Условно психологи делят неблагополучные семьи на 2 большие группы:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Семья с явной (открытой) формой неблагополучия (конфликтная, проблемная, асоциальная, аморально-криминальная, семья с недостатком воспитательных ресурсов, то есть неполная семья);
  • Семья со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучная семья).

В первой группе формы семейного неблагополучия обладают ярко выраженным характером, который проявляется одновременно в нескольких областях жизнедеятельности семьи, включая социальный и материальный уровень. Это проявляется через неблагополучный психологический климат в семье.

В семье с открытой формой неблагополучия ребенок будет испытывать физическую и эмоциональную отверженность со стороны матери и отца. У него начинает появляться чувство неадекватности, стыд за родителей и самого себя перед окружающими людьми, страх за свое настоящее и будущее.

В первую очередь эта группа включает семьи с алкогольной зависимостью, признаками которой является размытость (нечеткость) границ своего Я. Жизнь семьи нельзя назвать упорядоченной, она скорей непредсказуема. Ребенок здесь не может знать, какие чувства нормальные, а какие нет, что способствует проявлению нечеткости границ личности ребенка.

Быт и существование в жизни алкогольной семьи выстраиваются во многом на обмане (скрытии правды). Взрослые постоянно отрицают негативный характер происходящего, при этом дети не понимают, что происходит вокруг. В такое семье нет постоянства, поскольку потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю. Часто дети здесь испытывают дефицит внимания, стараясь привлечь его всевозможными способами, в том числе с помощью девиантных форм поведения.

У участников алкогольной семьи низкая самооценка. Ребенок с раннего детства начинает думать, что есть его вина в происходящем (он склонен переносить на себя вину взрослых).

Для конфликтных семей характерно постоянное наличие сфер, в которых происходит столкновение интересов, намерений, желаний всех или нескольких членов семьи. В этом процессе порождаются сильные и длительные негативные эмоциональные состояния, не прекращается неприязнь членов семьи.

Конфликтная семья может быть шумной, скандальной. Здесь повышение тона голоса и раздраженность являются нормой взаимоотношений супругов. Существуют и тихие конфликтные семьи, в которых наблюдается отчуждение и стремление избегать взаимодействия. Все типы таких семей отрицательно влияют на формирование личности детей и их поведение.

Семьи со скрытой формой неблагополучия

Неблагополучные семьи могут быть внешне респектабельными, но при этом в них происходит расхождение ценностных установок и поведения родителей с общечеловеческими моральными требованиями. Среди таких семей можно выделить недоверчивую, легкомысленную, хитрую семью и др.

Для недоверчивой семьи характерна повышенная настороженность в отношении окружающих (соседей, знакомых, педагогов). Ее члены ждут враждебности и практически не поддерживают контакты с окружающими. Нередки здесь и долговременные конфликты с родственниками.

Дети в недоверчивой семье враждебны по отношению к людям, проявляют подозрительность, агрессивны, нарушают контакты со сверстниками, начинают конфликты с преподавателями.

Легкомысленную семью можно отличить по беззаботному отношению к будущему. Ее члены стремятся жить сегодняшним днем, склонны к сиюминутным удовольствиям. В ней не принято строить планы на будущее, семья как бы живет по инерции и не предпринимает попытки что-то поменять.

В приоритете у хитрой семьи предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении целей. Здесь детей учат достигать успеха минимальными затратами, часто обманными путями и через обход законов и нравственных норм. Ее члены склонны к авантюрам, стремятся использовать окружающих для достижения своей выгоды.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис