Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сурдопсихология

Сурдопсихология: предмет, главные задачи и методы

Определение 1

Сурдопсихология - это отрасль специальной психологии, которая изучает особенности формирования и развития психики человека с серьезными дефектами слуха, вплоть до полной глухоты.

Предмет сурдопсихологии - изучение своеобразия психического развития людей с нарушениями слуха, а также выявление возможных путей компенсации нарушений слуха.

Основные задачи сурдопсихологии:

  • выявление общих и специфических закономерностей психического развития людей с нарушениями слуха по сравнению с людьми с сохранным слухом;
  • изучение особенностей развития познавательной деятельности людей с нарушенным слухом;
  • изучение закономерностей развития личности людей с нарушением слуха;
  • разработка методов диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития людей с нарушением слуха;
  • психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на детей и взрослых с нарушенным слухом;
  • изучение особенностей интеграции людей с нарушенным слухом в общество, в частности - обучения.
Замечание 1

К основным методам сурдопсихологии относятся наблюдение и психологический эксперимент, вспомогательные методы - анализ продуктов деятельности, тесты, анкетирование.

В специальной психологии при изучении детей с отклонениями метод наблюдения является наиболее эффективным и оптимальным, поскольку ограничение слуха ограничивает контакт с испытуемым. Предметом наблюдения могут быть внешние проявления (движения, перемещения, речевые акты, своеобразие мимики, а также лексические, грамматические и фонетические особенности).

Для снижения влияния экспериментатора на поведение ребенка следует прибегать к использованию видео и аудиорегистрирующих инструментов, а также делать присутствие экспериментатора естественным.

Для получения достаточного материала важно делать систематические и длительные наблюдения в разных видах деятельности, что позволяет сопоставлять наблюдаемые явления с общей ситуацией развития.

«Сурдопсихология» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

При организации психологических экспериментов с людьми с нарушением слуха важно обеспечивать адекватное понимание ребенком инструкции, для чего важно использовать жестовую речь, а также наглядные формы инструкции. Можно использовать предварительные задания, которые легче основного, но по структуре такие же.

Сурдопсихология в России

Психологические исследования людей с нарушениями слуха проводили педагоги и врачи-психиатры еще в середине 19 века. В России развитие сурдопедагогики связано с деятельностью таких лиц, как В. И. Флери, А. Ф. Остроградский, Н. М. Лаговский, Ф. А. Рау.

В. И. Флери описывал особенности развития движений глухих, отмечая неточную координацию и неуверенность. Н. М. Лаговский писал об остатках слуха у глухих детей, которые могут быть актуализированы и развиты, также он одним из первых предпринял попытку создания классификации людей, имеющих нарушения слуха. Также Н. М. Лаговский размышлял и о компенсаторных путях, отмечая большую роль зрительного аппарата.

В начале 20 века появляются первые полноценные исследования: в 1904 году была опубликована работа А. Н. Поросятникова, посвященная изучению мнемических особенностей глухонемых школьников. В этот же период Ф. Ф. Заседателев публикует работу об особенностях сохранения динамического и статического равновесия лицами с нарушениями слуха.

20-ые годы 20 века - это период развития специальной психологии вообще и сурдопсихологии в частности под руководством Л. С. Выготского. На начальном этапе своей научной деятельности Л. С. Выготский столкнулся с проблемами обучения детей, имеющих разные нарушения (глухота, слепота, умственная отсталость). Л. С. Выготский создает лабораторию аномального детства, на базе которой впоследствии он создает экспериментально-дефектологический институт.

По мнению Л. С. Выготского, специфическая социальная ситуация глухого ребенка обуславливает иные сроки появления психических новообразований, но не отменяет характерной для нормального развития последовательности.

Последователями Л. С. Выготского являются Л. В. Занков и И. М. Соловьев. Они разработали экспериментальные методики изучения детей с отклонениями в развитии, в том числе с нарушениями слуха. Также они проводили исследования особенностей развития памяти и восприятия, речи, обобщив результаты своих исследований в первой в стране монографии по сурдопсихологии.

В 30-40 годах было проведено довольно много исследований особенностей познавательной деятельности глухих детей: особенности узнавания предметов в зависимости от их пространственного расположения, особенности произвольного запоминания наглядного материала, изменения зрительных представлений глухих школьников при забывании, развитие письменной речи и чтения.

В 50-60 годах было проведено множество исследований аспектов психического развития детей с нарушениями слуха: условия успешного освоения разного типа игр, психологические аспекты трудового обучения, особенности развития воображения, образной и словесной памяти, освоения речи.

На современном этапе исследования в области сурдопсихологии больше акцентируются на изучении внутренних регуляторов социального поведения (потребности, мотивы, ценности).

Причины нарушения слуха

Нарушения слуха могут быть вызваны разными причинами: инфекционные заболевания (энцефалит, менингит, корь, грипп и его осложнения), заболевания наружного, среднего или внутреннего уха, слухового нерва. В большинстве случаев, при поражении внутреннего уха и стволовой части нерва наступает глухота. При поражении среднего уха часто наблюдается частичная глухота.

Кроме этого, большую роль в нарушении слуха играет осложненное протекание беременности матери ребенка (вирусные заболевания матери в первом триместре беременности). Также причинами могут быть врожденная деформация слуховых косточек, атрофия или недоразвитие слухового нерва, химические отравления, родовые травмы, а также механические травмы и сверхсильные звуковые воздействия.

Нарушение слуха также может оказаться следствием острого воспаления среднего уха, а стойкое снижение слуха часто является результатом заболеваний носа и носоглотки. Наиболее опасно это в младенческом возрасте.

Большое значение при нарушении слуха имеют и наследственные факторы: в семьях глухих дети с нарушениями слуха рождаются значительно чаще, а вероятность рождения глухого ребенка, если хотя бы один или оба родителя глухи, увеличивается.

Исследования показывают, что нарушение слуховой функции происходит в раннем детстве: около 70 % нарушений слуха приходится на период от 2-3 лет.

В сурдопедагогике существует классификация детей по нарушению слуха в соответствие со следующими критериями: степень потери слуха, время возникновения потери, уровень развития речи. В связи с этими критериями выделяют следующие категории детей:

  • глухие (ранооглохшие) дети: слух потерян до начала речевого развития или на первых его этапах. Для таких детей невозможно естественное восприятие и самостоятельное овладение речью, они овладевают зрительным и слухозрительным восприятием словесной речи (при помощи звукоусиливающей аппаратуры);
  • глухие, но сохранившие речь (позднооглохшие): потеря слуха произошла уже после овладения речью. Эти дети имеют навыки словесного общения, а также разные степени нарушения слуха. Важно овладение зрительным и слухозрительным восприятием;
  • слабослышащие (тугоухие): речь сохранна, но имеет явные недостатки. Важно зрительное восприятие.
Дата последнего обновления статьи: 08.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot