Сущность понятия «супервизия»
Супервизия - это механизм повышения квалификации в области психотерапии и способ психологической поддержки профессионала, реализуемый в ходе работы с более опытным и специально подготовленным коллегой
Это метод обучения и профессиональной поддержки специалистов разных помогающих профессий: психологов, психотерапевтов, социальных работников, педагогов, психологов в сфере охраны здоровья, в организациях.
Супервизия является необходимым компонентом профессионального роста психолога и психотерапевта, поскольку в ходе практики психологи и психотерапевты могут сталкиваться с различного рода трудностями непосредственно в работе с клиентом (недостаточный опыт в сфере конкретного запроса, наличие собственных психологических трудностей в рамках конкретного запроса и т. д). В таких случаях для продуктивной и полезной для клиента работы психологу или психотерапевту нужно обратиться к более опытному коллеге.
Касательно самого процесса, супервизия - это процесс консультирования менее опытного специалиста более опытным. Более опытный специалист – супервизор - психолог или психотерапевт, который прошел определенное обучение, дающее ему право вести супервизии. Консультант или психолог, который пришел на супервизию, называется супервизант. Супервизия актуальна и важна как для менее опытных специалистов (для них это способ вхождения в профессию, развитие профессиональных навыков), так и для более опытных (для них это способ повышения квалификации)
Основная цель супервизорской работы - это анализа тех проблемных зон у специалиста, в которых нужна профессиональная и личностная коррекция.
Основная задача супервизии - это анализ проблемной ситуации для актуальной специалиста, анализ эффективности и целесообразности использованных методов и стратегий работы, а также планирование хода терапевтической работы специалиста с его клиентом.
Виды и принципы супервизии
Супервизия может осуществляться как индивидуально, так и в групповом формате:
В индивидуальном формате, супервизор и супервизант обсуждают проблемный случай из практики супервизанта: психолог описывает конкретный случай, который вызывает затруднение, а также предоставляет последовательность собственных психологических действий, которые он совершил. В том числе, психолог может демонстрировать записи с консультации для более полного анализа. Основной предмет обсуждения - это анализ личностных и профессиональных сложностей психолога в данном конкретном случае, оценка проделанной работы и примененных методов и стратегий.
В групповом формате супервизия реализуется следующим образом: собирается группа из практикующих психологов или психотерапевтов и супервизора-наставника, в ходе беседы участников группы обсуждаются случаи каждого из участников, у кого есть запрос. Анализ проблемной ситуации осуществляется совместно с супервизором и другими участниками группы, таким образом создается обширное профессиональное поле, где каждый из участников делится своим опытом, и происходит взаимный обмен, взаимное развитие.
Еще одним вариантом групповой супервизии является балинтовская группа - это разновидность супервизорской работы, которая носит главным образом обучающий характер. Отличительной особенностью является то, что это добровольное объединение специалистов, которые нацелены на взаимную профессиональную поддержку и повышение профессиональной компетентности. Супервизант задает вопросы другим участникам группы относительно затруднительной ситуации, своей роли в ней: а участники группы дают ответы на его вопросы.
Так или иначе, супервизия - это организованный и обучающий процесс, который строится на своих специфических принципах:
- принцип административности (организованности): реализация супервизии - это систематический процесс, имеющий свою частоту и временные рамки;
- принцип оценочности: супервизия - это прежде всего анализ (оценка) эффективности деятельности психолога, целесообразности применяемых им методов. Без принципа оценки не может быть элемента обучения;
- принцип поддержки: супервизия - это процесс оказания профессиональной поддержки своим профессиональным сообществом;
- принцип трансформации знаний в практику: супервизия - это процесс профессионального расширения и самосовершенствования, важным условием которого является использование полученных знаний в ходе супервизии в практическую деятельность
Специфика супервизии и ее отличия от психотерапии
Как и было отмечено выше, супервизия - это профессиональный альянс двух специалистов (обучающего и обучаемого), который направлен на анализ зон профессионального и личностного роста специалиста для реализации продуктивной работы на благо клиента. В таком случае, супервизия все-таки не является чисто психотерапией для самого специалиста: первоначально это именно метод профессионального развития и обучения.
Безусловно супервизия и психотерапия - это очень похожие форматы работы: это диадные формы работы, которые имеют свой терапевтический эффект. Однако в терапевтических отношениях работа строится по принципу «клиент – консультант», а в супервизорских – «супервизор – клиент – супервизант». Получается, что при смешении этих двух форматов происходит смешение ролей, в результате которого может произойти нарушение работы в любом из звеньев супервизорской работы.
Кроме того, супервизия действительно имеет под собой некоторый психотерапевтический подтекст: в ходе супервизии могут «всплыть» моменты, раскрывающие вектор работы именно на уровне личности, а не профессиональной роли. В таком случае, специалисту с этим нужно идти именно к психологу.
Тот клинический материал, который специалист выносит в работу с супервизором, не может быть изолированным от личности самого специалиста, его бессознательного, глубинных установок или личного опыта. Однако допускать такой переход от супервизора и супервизанта к психотерапевту и клиенту является неконструктивным для профессионального роста специалиста, а также неэтичным. Психотерапия и супервизия могут идти параллельно, но не совместно.
Супервизия может помочь высветить определенные зоны роста специалиста в личностном плане, но она не работает с ними напрямую.