Социальный стереотип — это элемент обыденного сознания, сущность которого состоит в том, что он выражает отношение или установку соответствующей социальной группы к некоторому явлению. Именно стереотип определяет моральные нормы, формирует политические, религиозные и мировоззренческие концепции.
Сущность стереотипов
Поведенческие стереотипы весьма разнообразны. Они способны во многом определять человеческое поведение, суждения и отношение к окружающему миру и людям. В состав стереотипов можно включить такие частные случаи как этнические, гендерные, политические и целый ряд прочих стереотипов.
Стереотип представляет собой эмоционально-оценочное образование, природа которого формируется из двух составляющих: знаний и отношения (установок). Знание должно быть стандартным (упрощенным), а отношение является эмоциональным.
Стереотипные образования (образы, суждения, оценки) сосредоточены с помощью готовых формул. Чаще всего они представлены пропагандистскими штампами, которые конкретизированы средствами массовой информации благодаря языковым средствам и визуальным изображениям. Как правило, стереотипы проявляются через ярлыки, ложные обобщения. Последние очень активно используются пропагандой с целью вызова соответствующей эмоциональной реакции.
Стереотип аккумулирует определенный стандартизованный коллективный опыт. Он внушается человеку в процессе обучения и общения с другими, помогая ориентироваться в жизни и некоторым образом направляя поведение.
Стереотипы формируются на разных уровнях сознания:
- Теоретический (например, доктрины),
- Практический (пропаганда, психологическая война и др.).
Внедрение стереотипов в сознание человека в общественной жизни происходит с детства. В этом принимают участие такие институты, как школа, семья, религия. Самое интенсивное воздействие осуществляется СМИ (печать, радио, телевидение).
Социальные стереотипы современной молодежи и их роль в регуляции поведения
Исследование любой категории молодых людей, включая аспекты их жизни и деятельности, в первую очередь, предполагает конкретизацию самого понятия «молодежь». Необходимо отдельно рассмотреть изучаемые группы, принятие концепций их самоопределения, социальную ситуацию, в которой живет и трудится эта категория граждан.
Молодежь включает поколение людей, которое проходит этап социализации и усваивает (в более зрелом возрасте уже усвоило) образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. Эта категория представлена социально-демографической группой, выделяемой на основании совокупности возрастных характеристик. Для нее характерны особенности социального положения, обусловленные социально-психологическими свойствами.
От того, какие стереотипы влияют на поведение молодого поколения, зависит социальное развитие общества в целом, включая энергию, мировоззрение, нравственное здоровье и будущее всей нации.
Для нашего общества характерно особое экономическое положение страны, крушение старого мировоззрения. Все это способствовало появлению в нашем обществе серьезных трудностей и внутренних конфликтов. Особо трудно в этот период становится подрастающему поколению. Среди молодежи в такие времена усиливается нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение в отношении взрослых людей. В любых формах эта группа общества начинает проявлять жестокость и агрессивность.
С точки зрения социальных стереотипов принято рассматривать 2 аспекта воздействия общественного прогресса в качестве объективного фактора на развитие молодёжи. С одной стороны, постоянно меняющиеся объективные и субъективные условия макросреды способны опосредовать включение этой группы в социальную структуру общества. Это отражается на формировании социального облика и на степени развития самой социальной структуры.
С другой стороны, факторы общественного прогресса отображаются в сознании молодых людей. Они оказывают воздействие на человеческие потребности, интересы, стереотипы, ценностные ориентации. В рамках поведенческих программ, в конечном счете, это отражается на социальном облике этого поколения.
Молодежь оказалась самой уязвимой социальной группой в экономических процессах. Она испытывает сильное напряжение со стороны различных политических сил и движений. Для молодых людей не присущи четкие социальные ориентиры, а сама эта группа находится в ситуации жизненного самоопределения. Наряду с этим, только молодые поколения имеют возможность преодолевать идеологические и психологические стереотипы.
Молодежь формирует новые системы ценностных ориентаций, для чего у нее существуют все объективные предпосылки. Они включают:
- Творческий характер мышления,
- Творческий аспект деятельности,
- Высокую социально-экономическую0 мобильность,
- Психологическую гибкость,
- Желание на практике воплощать в жизнь систему новых ценностей,
- Открытое отношение к восприятию новых нетрадиционных объемов знаний и др.
Молодёжь можно отнести к тому возрасту, который считается сенситивным для восприятия социального опыта. По этой причине эта группа всегда находится в активном творческом поиске разнообразного социального опыта. Она вырабатывает модели собственного поведения.
Специфика стереотипов заключается в том, что подверженность их влиянию очень высокая. С одной стороны, молодые люди так компенсируют недостаток социального опыта. С другой стороны, стереотипы предназначены для упрощения определённых моделей поведения.
Для понимания особенностей мировоззрения молодежи, включая ее стереотипы, необходимо обратиться к факторам, влияющим на их формирование. Фактор представлен каким-либо явлением внешнего мира, воздействующим на сознание человека, которое постоянно находится в процессе изменения.
Сознание постоянно испытывает влияние внешних и внутренних процессов, а создание стереотипов происходит под воздействием бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды. На молодежь также очень сильно влияет целенаправленная и идеологическая пропаганда СМИ.