Национальное самосознание в трудах отечественных мыслителей
В России зарождение этнического самосознания началось в трудах мыслителей эпохи Просвещения: М. В. Ломоносова, Д. И. Фонвизина, Н. М. Карамзина, А. Н. Радищева. В своих работах авторы стремились к формированию общественного мнения, идеи национального достоинства и противостояли концепции «офранцузивания» русской культуры.
Развитие этих идей уже в 19 веке продолжили декабристы, особенно после войны 1812 года они акцентировали внимание на влиянии на сознание людей этнопсихологического фактора.
П. Я. Чаадаев - преемник гуманистических воззрений, с именем которого связано развитие двух важнейших политических течений, в контексте которых ставился вопрос о самобытности русского народа: это западничество и славянофилы. П. Я. Чаадаевым впервые поднимается проблема русской народности, ее значения и особенностей: он не принимал историческое прошлое русского народа и верил в мессианское значение России в будущем Европы.
Эта идея особого предназначения России легла в основу движения славянофилов, которое приобрело наибольшую популярность в 30-50-х годах 18 века. Первое поколение сподвижников этого движения (Д. В. Веневитинов, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский) считали особенно важной проблемой формирование национального самосознания и самобытности русского народа, которое возможно через постижение русской культуры, литературы и искусства.
Второе поколение славянофилов (К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, Ф. И. Тютчев, А. А. Григорьев) обращало внимание на формирование национального самосознания русского народа как этноса в целом, который имеет специфическую историю и географию расселения. Представители данного поколения акцентировали внимание на том, что только крестьянство и частично купечество являются истинными хранителями русской самобытности и традиций.
Второе политическое движение - западничество: его представители (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский. В. П. Боткин, Н. А. Добролюбов) рассуждали о национальном самосознании в рамках вхождения России как европейского государства в большое мировое сообщество европейских цивилизованных стран и активно противодействовали потере национального достоинства в верхних кругах дворянства.
Этнография в контексте этнопсихологии
[Определение] Этнография - это наука, изучающая народы и этносы, их происхождение, состав, культуру и обычаи. Этнография как наука имела большое значение для развития этнопсихологии - ученые, совершавшие экспедиции на Север, Сибирь привозили с собой бесценный и разнообразный материал. [/Определение]
Для способствования дальнейшему изучению страны было учреждено Русское Географическое Общество: в его задачи входило изучение России (особенно Сибири, Кавказа, Средней Азии), ее географических особенностей, природных особенностей и богатств, изучение поселений и народов. Особенно важной задачей этого общества было изучение крестьян, так как в то время активно решался вопрос о крепостном праве.
Комплексная программа этнографических исследований была сформирована Н. И. Надеждиным в 1846 году и предполагала изучение следующих аспектов:
- вещественный быт - особенности материальной культуры (условия житья, предметы быта, одежда),
- житейский быт - особенности организации жизни (специфика трудовой деятельности, организации семейной жизни),
- нравственный быт - это особенности народной культуры и народная характеристика (психическое описание нравственных и умственных способностей, особенностей семейных отношений, детско-родительских),
- языковые особенности.
Так, в рамках Русского Географического Общества было положено начало развитию нового направления психологии в России - народной психологии (этнопсихологии).
Народная психология (этнопсихология)
Этническая психология в России изначально сформировалась в двух направлениях:
- первое - сбор этнографического материала и описание жизни разных народов,
- второе - исследование языковых особенностей (языкознание), в рамках которого язык понимался как основа единства психического склада народа.
Д. Н. Овсянико-Куликовский видел в языке механизм этнической идентификации - фактор национального самоопределения личности.
Интересные исследования этнопсихологии в России касались волевых процессов, которые имеют свой национальный характер (уклад). Д. Н. Овсянико-Куликовский в своей работе «Психология национальности» исследует особенности и состав национальной психики, анализирует национальные особенности мышления. Исследователь выделяет национальные типы.
Д. Н. Овсянико-Куликовский - основоположник концепции психологии национальности, он считал, что особенности национального развития непременно влияют на формирование волевого уклада личности. Однако если этот уклад уже сложился, то он является маркером национальной психологии и отражает специфику каждого народа. Таким образом. общественное развитие подчиняется национальному характеру.
Другой важной фигурой в развитии этнической психологии в России является Г. Г. Шпет: в 20-ые годы 20 века он вел курс этнической психологии в МГУ, а также опубликовал книгу о предмете и основных задачах данной дисциплины. Основной категорией его изысканий является понятие «духа». Дух народа - это типологическое изображение его состава и трансформаций во времени. Это некая связка специфических черт поведения конкретного народа, а в совокупности с постоянством черт - это уже народный характер. Народный характер отражается в совокупности реакций народа на обстоятельства, в которых он сам принимает участие.