Понятие эмоционального интеллекта и его важность
Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать намерения, распознавать эмоции, мотивацию, желания как свои собственные, так и других людей, способность управлять своими и чужими эмоциями.
В жизни часто бывает так, что человек с высоким коэффициентом терпит одну неудачу за другой, а человек со скромными показателями успешен не только в карьере, но и в других сферах жизни. А причина заключается в эмоциях, которые способны сделать жизнь раем или превратить её в ад. Чтобы научиться управлять эмоциями, надо повышать свой эмоциональный интеллект.
Исследовав природу эмоций, ученые пришли к выводу, что успешным человек становится благодаря своему умению ладить с людьми, а уже потом благодаря интеллекту.
В понятии эмоциональный интеллект последнее слово появилось не случайно – во всей вероятности, это был ответ на неспособность тестов на IQ предсказать успех в жизни человека, а сам тест IQ эти способности не учитывал. Эмоциональный интеллект психологи Дж. Майер и П. Салловей отнесли к категории ментальных способностей.
Рисунок 1. Схема эмоционального интеллекта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждый человек имеет определенные мыслительные навыки и в течение своей жизни ему не раз приходилось свое поведение и поведение других людей держать под контролем.
Жить в социуме и быть свободным от него невозможно, отсюда, эмоциональный интеллект представляет собой набор навыков и умений, которые необходимы для поддержания собственного эмоционального состояния и выстраивания отношений с другими людьми.
Эмоциональный интеллект включает правильное восприятие действительности, переработку полученной информации с обязательным учетом эмоциональных проявлений.
Эффективность собственной реакции можно увеличить в несколько раз, если эмоциональные и мыслительные процессы будут гармонично сочетаться, а в результате можно действовать и реагировать, не теряя лишнего времени.
Получая информацию, каждый человек воспринимает её по-своему, придает ей то или иное свое значение, выбирает свой метод реагирования и всё это находится в прямой зависимости от уровня его IQ.
При высоком уровне эмоционального интеллекта полученная информация воспринимается правильно, и её применение будет адекватное. Высокий уровень мыслительных способностей при рождении дается не всем и это вовсе не причина для огорчений, потому что умение ладить с людьми представляет собой навык, который поддается развитию путем самосовершенствования. Для повышения умственных способностей необходимо контролировать самосознание, на должном уровне сохранять самооценку, поддерживать свою мотивацию и уметь приспосабливаться к складывающимся обстоятельствам.
Человек, эмоциональный интеллект которого развит до высокого уровня, при продолжительном межличностном взаимодействии с окружающими людьми не будет испытывать неудобства.
Эмоциональный интеллект при шизофрении в период ремиссии
Шизофрения – это тяжелое психическое расстройство, сопровождающееся возникновением зрительных и слуховых галлюцинаций.
Трудоспособность при шизофрении снижается, а поведение расценивается как неадекватное. В период ремиссии состояние улучшается, и больной человек возвращается к обычной жизни.
Человек больной шизофренией имеет такие нарушения психики, как когнитивный дефицит, аутизацию, нарушенное общение, нарушения социального функционирования. Ученые считают, что при шизофрении в основе нарушений общения и социальной дезадаптации лежит нарушение мотивации. Согласно другим исследованиям причиной нарушений социального функционирования является нейрокогнитивный дефицит, который при шизофрении регистрируется устойчиво. В этом случае понимание эмоций другого человека нарушается, т.е. происходит снижение эмоционального интеллекта, что отмечается уже на ранней стадии заболевания шизофренией.
Способность правильно распознавать эмоции, понимать намерения другого оказывают влияние на поведение пациента в большей степени, считают некоторые авторы, нежели психопатологическая симптоматика или нейрокогнитивный дефицит. Чем более грубыми являются нарушения социального познания, тем заметнее у больных шизофренией снижение уровня социального функционирования.
Однако при шизофрении изменения интеллектуальной деятельности могут не проявляться в течение длительного времени, а если учесть особенности организма человека, то их может и не быть. Если болезнь протекает мягко и наблюдается ремиссия, то интеллект почти не затрагивается. В большинстве случаев, говорят специалисты, происходит не изменение уровня интеллекта, а проявление свойств волевого-эмоционального эффекта. Это говорит о том, что человек не использует свой интеллект или использует его как способ для сокрытия болезни.
Если скорректировать интеллектуальные способности в этом случае невозможно, зато возможно скорректировать поведение, сделав человека социально вменяемым. В этом случае проводится специальная психотерапия, позволяющая больному осознать наличие у себя болезни и замедлить впоследствии её развитие, изменив сферу применения интеллекта.
У больных шизофренией нарушения эмоциональной сферы представлены такими симптомами:
- Эмоциональные реакции на события ослаблены, что является эмоциональной тупостью, а апатия является крайней степенью выраженности симптома. У больного полностью отсутствует всякий интерес, возникает безразличие, бесчувственность;
- Выразительность эмоциональных реакций тоже ослаблена – это эмоциональная монотонность, которая проявляется в незначительной выразительности мимики, жестикуляции, интонаций. Чисто формальный характер носят внешние проявления эмоций, а иногда даже их характер преувеличенный, не имеющий эмоционального содержания;
- Эмоциональное отношение к близким людям безразличное или негативное, т.е. отмечается проявление эмоциональной холодности;
- Непонятные и странные эмоциональные реакции на внешние события или полное отсутствие реакций на события, которые их должны были бы вызвать – это есть эмоциональная неадекватность;
- Эмоциональная амбивалентность – это переход, причем очень быстрый, от одного эмоционального отношения к другому без всяких на то причин или сосуществование противоположного эмоционального отношения к тем или иным событиям, людям, объектам.
Уровни эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект специалисты подразделяют на 4-е категории:
- умение внятно и ясно общаться с людьми, активно слушать, вдохновлять, работать в команде, уметь улаживать конфликты;
- общая эмпатия и комфортное самоощущение в большом коллективе, чувствование эмоциональных сигналов других людей, практическое отсутствие недопонимания;
- знание собственных эмоций, своих слабых и сильных сторон и спокойное с ними сосуществование;
- умение управлять эмоциями, не давать им возможности оказывать разрушительное действие на себя.
Эмоциональный интеллект может быть низким, средним, высоким. Человек, с высоким уровнем эмоционального интеллекта отличается от других по целому ряду признаков – как правило, эти люди очень щедрые и, отдавая, не ждут ничего взамен, они хорошо переключаются с одного объекта на другой, что помогает им правильно расходовать энергию и двигаться дальше.
Высокий эмоциональный интеллект помогает им поддерживать любой разговор и проявлять интерес к окружающим, умение радоваться мелочам дает им возможность получать от жизни наслаждение. Они прекрасно контролируют свое поведение в обществе и умеют отказываться от соблазнов, а в конфликтной ситуации они никогда не будут провокаторами. Такие люди стремятся к совершенству, при необходимости могут измениться и без всякого труда выйти из зоны комфорта.Имея знания по разным темам и большой словарный запас, они вызывают уважение и общение с ними всегда приятно.
При низком уровне эмоционального интеллекта человек не понимает чувства других людей и склонен всё рационализировать. Во всех своих бедах он обвиняет других людей, обвиняет их в излишней и ненужной чувствительности, в конфликтной ситуации не желает принимать чужую точку зрения, и склонен спорить до конца. Как правило, собственные чувства скрываются им от людей, поэтому поддерживать дружеские или более близкие отношения ему достаточно сложно.
Для такого человека характерен перфекционизм или «синдром отличника», хотя это не так уж и плохо.
При низком уровне эмоционального интеллекта частыми бывают всплески агрессии, приступы грусти и усталости.
Для среднего уровня эмоционального интеллекта характерно умение отличать эмоции друг от друга, проживать противоречивые чувства, например, любовь и раздражение к кому-то, а также возможность выбирать более эффективную реакцию, для той или иной ситуации.