Психологическое консультирование: специфика работы
Психологическое консультирование - это один из основных видов оказания помощи психически здоровым людям, основная суть которого состоит в создании специфических условий работы, которая способствует самораскрытию клиента, повышению осознанности относительно собственной жизни и обретению сил для принятия решений и разрешения проблемных ситуаций.
Изначально психологическое консультирование выросло их психотерапии в тот момент, когда стало ясно, что психологическая помощь нужна также и людям без серьезных ментальных расстройств, а также для профориентационных целей, семейного консультирования и т.д.
Сам процесс консультативной работы строится в два этапа: создание консультантом безопасной и доверительной атмосферы, а затем - непосредственное взаимодействие с клиентом (вопросы, обсуждения, различные психологические методы воздействия). В том числе, в ходе консультационной работы психолог помимо терапевтической функции осуществляет еще и просветительскую: объясняет какие-то особенности формирования и протекания психических процессов и состояний, личностных проявлений, а также профилактическую - рассказывает о том, как можно избежать каких-то неконструктивных последствий.
Основной особенностью психологического консультирования являются специфические условия работы, которые характеризуются созданием атмосферы безопасности, доверия, безоценочности и принятия. Именно эти аспекты и способствуют работе клиента над самим собой. И так или иначе, он обретает ресурсы для разрешения актуальной для него проблемы.
Психологическое консультирование, в основном, развивается по конкретным направлениям:
- индивидуальное консультирование: исследуются запросы, связанные с внутриличностными процессами и состояниями, целеполаганием, профориентационными задачами, личностными кризисами, а также особенностями межличностного взаимодействия отдельного человека
- семейное консультирование: исследуются запросы, связанные с брачными отношениями, взаимоотношений супругов друг с другом, с родителями друг друга, а также кризисы семейных отношений
- психолого-педагогическое консультирование: детско-родительские отношения, взаимодействия родителей с детьми дошкольниками, младшими школьниками, подростками и юными молодыми людьми
Основные проблемы межличностного взаимодействия
Данная проблематика проистекает из той аксиомы, что человек существует в обществе, и в этом обществе он развивается, реализует свои способности и потенциал. Весь этот процесс сопровождается взаимодействием с абсолютно разными людьми. И у человека могут возникать сложности в определенных моментах общения с этими людьми.
Как правило проблемы человека в области межличностных отношений могут реализовываться на разных областях. Это могут быть проблемы, связанные с реализацией деловых отношений. Также это могут быть проблемы, связанные с отношения с близкими людьми, родственниками. В том числе, проблематика межличностных отношений может быть связана с возрастными особенностями: например, человеку сложно общаться с людьми какого-то определенного возраста. Половой фактор тоже имеет здесь значения: людям может быть сложно взаимодействовать с женщинами или мужчинами.
Практика психологического консультирования говорит о том, что в работу в основном приходят люди от 16 до 60 лет. Для ребят помладше важность межличностного общения еще не так ярко проявляется: как правило, их общение носит функционально-игровой характер, а также по интересам, поэтому сложности, связанные с общением, для этого возраста еще не актуальны. Что касается людей пенсионного возраста, то им, напротив, важно сохранить те межличностные связи, которые у них уже есть, а не вступать в конфликты.
Для того, чтобы идентифицировать причины формирования сложностей в межличностном отношений, психологу важно учитывать два фактора: субъективный и объективный. Первый связан с индивидуальными особенностями, чертами характера, ценностно-смысловыми установками. А второй - с наличием конкретных обстоятельств, способствовавших развитию проблемы. Для выяснения этих факторов психолог производит психодиагностику определенных черт и особенностей характера.
Основные причины, связанные с субъективными факторами:
- наличие антипатий между клиентом и актуальными для него людьми
- отсутствие навыков эффективного взаимодействия: неконструктивные способы установления контакта и поддержания общения
- неуверенность в себе, невозможность чувствовать себя аутентично в ситуации общения, несформированность Я-концепции
- отсутствие навыков разрешения конфликтных ситуаций
Основные направления работы психолога
Главный вектор в работе консультанта по проблематике межличностных отношений - анализ отношений в разных плоскостях и на разных уровнях.
Как правило, когда клиент приходит в работу с каким-то запросом, он демонстрирует его с одной точки зрения: как если бы мы взяли несколько стеклянных пластинок, на каждой из которых что-то нарисовано, сложили их вместе, и смотрели бы на них в целом. То есть то, что видно - это сумма всех рисунков сразу, и клиент видит всю многоуровневую проблему в одной плоскости, в силу чего она кажется ему неразрешимой.
Суть консультативной работы, в таком случае, это работа с каждым уровнем в отдельности, клиент имеет возможность вытаскивать каждую из этих пластинок и работать прицельно с ней на ее уровне. Такой метод работы, предложенный С. Петрушиным, называется методом стеклянных пластинок.
Еще одним довольно эффективным методом работы, предложенным также С. Петрушиным, является визуальная расстановка, которая наиболее успешно работает в ситуации смешения ролей: дочери и жены, отца и мужа и т.д. В классическом варианте, консультант предлагает клиенту представить те две роли, в которых у него происходит смешение: клиент последовательно представляет сначала одну роль, затем другую, подробно описывая их. Затем клиент представляет их вместе, стоящими рядом, выделяет отличия в этих ролях. И в итоге определяет, что можно убрать из первой роли, из второй и т.д.
В том числе, данная техника может осуществляться за счет использования фигур-заместителей, которые отражают две или более роли, которые смешиваются у человека. И в ходе консультативного процесса мы даем этим ролям голоса: клиент как бы реализует диалог между ними, актуализируя таким образом основные установки, деструктивные мысли и переживания.
Еще одной модификацией данного метода может быть прописывание конкретных характеристик и функций каждой роли.
Эффективным методом с точки зрения выявления межличностных установок в отношениях является техника "идеальные взаимоотношения", суть которой состоит в том, чтобы клиент прописал, что для него есть идеальные взаимоотношения. Данный метод позволяет идентифицировать основные истоки и эталоны, с которыми мы сравниванием все свои текущие отношения.
Также работа психолога реализуется по направлению неконструктивных способов установления контакта и поддержания общения, расширения опыта взаимодействия и навыков разрешения конфликтов. Важной частью работы является - упрочнение Я-концепции клиента, укрепление представлений о себе и своих социальных ролях, а также представлений о себе как о женщине или мужчине.