Общее понятие о сознании человека
Сознание является главным психическим интегративным процессом, объединяющим внимание, память, имеющийся у человека опыт, эмоции, восприятие и другие психические проявления в деятельности человека.
Понятие сознания является одной из важнейших категорий в психологии, отражающей объективные свойства реальной действительности, которая окружает человека, и позволяющей ему сформировать свою внутреннюю модель окружающего, внешнего мира и овладеть умением преобразования окружающей действительности.
Также сознанием называют то состояние личности, в котором она приобретает способность испытывать субъективные переживания по поводу определенных явлений окружающей жизни. Данные переживания могут иметь отношение как к внешней реальности, окружающей человека, так и к внутреннему миру человека, с его индивидуальными установками.
Сознание необходимо человеку для того, чтобы он имел возможность формирования собственного индивидуального представления мире, формирования гармонично развитой личности. Чем выше уровень сознания у человека, тем более восприимчивым и целостным он становится.
В психологии существует несколько классификаций уровней сознания рассмотрим некоторые из них.
Основные уровни сознания личности
Традиционной классификацией уровней сознания в психологии является разделение их на высокий, средний и низкий. В зависимости от имеющегося уровня сознания человек приобретает способность к рефлексии и способности мыслить и рассуждать глубоко и осознанно.
Высокий уровень сознания.
Для данного уровня характерны следующие особенности:
- высокий уровень развития интуиции у человека;
- способность человека прогнозировать определенные события и определять для себя имеющиеся новые перспективы и возможности;
- способность к рассмотрению какой-либо ситуации с различных точек зрения.
Чаще всего определенный уровень сознания у человека имеет тесную взаимосвязь со сферой деятельности человека. Как правило высокий уровень сознания присутствует у людей занимающихся интеллектуальной деятельностью, в связи с особенностями ее осуществления. Человека занимающийся умственным трудом находится во власти размышлений и склонен к рефлексии, что способствует развитию высокого уровня сознания.
Подобный внутренний анализ и рефлексия способствуют лучшему пониманию своих внутренних потребностей, а также пониманию нужд и потребностей окружающих людей.
Также к группе людей, обладающих высоким уровнем развития сознания, можно отнести людей творческих профессий. Представители данных профессий обладают способностями к чувствованию ситуаций изнутри, высоко развитой интуицией и в соответствии с этими особенностями анализируют ситуацию и определяют, как лучше поступить для эффективного ее разрешения.
Средний уровень сознания.
Данный уровень характерен для большего количества людей, обладающих среднестатистическим уровнем развития, живущих только насущными проблемами и не стремящихся к возвышенным поискам и активной мыслительной деятельности. Для данной группы людей характерно отсутствие интереса к вопросам бытия и смысла жизни и философским рассуждениям о бренности бытия.
Основными задачами на данном уровне развития сознания человека являются удовлетворение собственных потребностей, обеспечение себе и своим близким достойного уровня существования.
Низший уровень сознания.
Данный уровень сознания можно охарактеризовать как невежественный. Для людей, относящихся к данному уровню развития сознания, характерно полное отсутствие стремления к развитию собственной личности. Для низкого уровня развития сознания также характерно примитивное мышление и отсутствие способности к прогнозированию развития ситуации. Таким людям свойственно отсутствие мыслей о последствиях своих поступков и слов.
Бытийное и рефлексивное сознание
Еще одной классификацией уровней сознания человека является разделение их на бытийное и рефлексивное сознание:
- Для бытийного сознания характерны начальные проявления рефлексии, на данном уровне развития сознания рождаются образы и смыслы деятельности человека, происходят процессы отражения и решения мыслительных задач, которые возникают в процессе восприятия человеком особенностей окружающего мира.
- Для рефлексивного сознания характерны размышления о мире и его особенностях, осуществление регуляции собственного поведения, активное проявление самопознания, самооценки и размышлений о себе и своей роли в мире. Данный уровень развития сознания выполняет задачу анализа ситуации, дробления целого на части и выявление существующих причинно-следственных связей.
Уровни общественного сознания
Процесс возникновения и развития индивидуального сознания напрямую связан с процессами, происходящими в обществе, на данном этапе его развития и функционирования. Сознание отдельно взятого человека, объединяясь сознание других людей формирует общественное сознаний, которое также имеет определённые уровни развития. Рассмотрим их более подробно.
- Первый уровень развития общественного сознания это – обыденное сознание – которое характерно для всех жителей Земли и формируется благодаря совершению человеком ежедневных практических действий. Само по себе обыденное сознание является стихийным, не систематизированным и его основой является имеющийся у человека повседневный житейский опыт.
- Второй уровень – теоретическое сознание, для которого характерно отражение действительности на глубинном сущностном уровне, явления и концепции общественной жизни на данном уровне находят свое обоснование с учетом закономерностей развития общества.
- Третьим уровнем развития общественного сознания является уровень общественной психологии - который объединяет в себе все, что происходит в обществе, совокупность волнений, настроений, определенных традиций. Уровень общественной психологии способствует отражению настроения людей в связи с происходящими явлениями общественной жизни, проявлению их национального характера и менталитета.
- Четвертый уровень общественного сознания это - идеология – уровень который отражает имеющуюся в обществе систему взглядов и установок, уровень его духовности и имеющихся потребностей и интересов.