Основные методы формирования сознания человека
Основные методы изучения сознания и по названию и по сути полностью совпадают со словесными методами обучения. Это связано с тем, что и в случае развития сознания, и в процессе обучения основной целью является просвещение и формирование определенных знаний в сфере социальных норм, нравственных отношений, основных правил поведения, а также формирование взглядов и общественно, и личностно значимых ценностей.
В основе своей данные методы направлены на сознание личности, на ее интеллектуальную, потребностно-мотивационную и эмоционально-волевую сферу развития личности.
Основным инструментом формирования и источником убеждения в данном случае является слово, информационное сообщение и процесс обсуждения того или иного информационного сообщения.
При этом следует отметить тот факт, что в процессе развития сознания основной задачей является не только объяснение существующих норм и правил общества, но и формирование положительного отношения к ним, желания принять и сделать их своими личностными убеждениями.
Основными методами формирования сознания являются:
- беседа;
- лекция;
- рассказ;
- объяснение;
- диспут;
- пример;
- внушение.
Рассмотрим их более подробно.
Основные методы формирования сознания
Одним из распространенных методов формирования сознания является рассказ – связное изложение информации в повествовательной или описательной форме, которое содержит анализ тех или иных нравственных понятий и поступков.
С помощью рассказа можно вызвать положительные нравственные чувства, научить сопереживанию, раскрыть особенности той или иной социальной нормы. Также данный метод позволяет раскрыть положительные или отрицательные характеристики того или иного явления.
Еще одним методом является беседа, которая является вопросно-ответным способом, который направлен на привлечение внимания к обсуждению и анализу поступков других людей и выработки собственных оценок того или иного явления.
В отличие от беседы – лекция является последовательным односторонним изложением существующей системы нравственных идеалов и норм и их иллюстрирования, и доказательства. Основной целью лекции является убеждение в целесообразности и справедливости идей, которые излагаются и предложение системы аргументированных понятий и суждений.
Диспут – метод основанный на споре, столкновении различных точек зрения и направленный на мобилизацию активности человека с целью выработки у него правильных суждений и установок. С помощью диспута появляется возможность обучения умению вести полемику, защищать собственные взгляды, защищать свою точку зрения.
Еще один метод – пример, основная суть которого заключается в том, чтобы на иллюстрации конкретных примеров показать личностный идеал и показать образец эталонной программы поведения и деятельности.
Метод примера опирается на склонность человеческой психики к подражанию более правильному и интересному примеру. Следуя за идеалом, примером достойным подражанию человек изменяет свое поведение согласно представленному образцу. В процессе осуществления своей деятельности человек регулирует собственное поведение и поступки и тем самым формирует у себя способность к саморегулированию.
Внушение – метод, который основывается на воздействии на личность при помощи эмоциональных и иррациональных приемов, в случае сниженной критичности личности и повышенном доверии к источнику внушению.
Чаще всего внушение используется в процессе создания эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, поэзии, искусства. В психологии давно известен факт, что мощные совместно – переживаемые положительные эмоции имеют воспитательный эффект. Также в процессе внушения могут использоваться элементы психологического тренинга, который направлен на создание эмоционального состояния у человека, атмосферы доверия, чувства безопасности.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
Данная группа методов представлена следующими формами научения:
- приучение;
- педагогическое требование,
- упражнение,
- поручение,
- общественное мнение,
- воспитывающие ситуации.
Упражнение является методом многократного повторения определенных действий и поступков с целью лучшего их усвоения. Результатом использования данного метода является выработанные умения и навыки, привычки и нравственный опыт.
Приучение является одной из разновидностей упражнения. Данный метод более интенсивный по своему воздействию и приводит к более быстрому процессу выработки привычек и навыков. Данный метод используется чаще всего в случае необходимости формирования необходимых качеств и чаще всего сопровождается использованием жестких требований.
Поручение – метод передачи определенных функций исполнения определенных действий и ответственности за их выполнение. Данный метод является очень эффективным в процессе выработки необходимых деятельностных умений, формирования мотивации долга и ответственности.
Методика использования поручения как метода заключается в объяснении общественной значимости и ценности поручаемого задания или действия и обучении способам выполнения порученных действий. Также при использовании данного метода используется показ образцов действия и критериев его оценки с учетом склонностей, и интересов воспитуемого. Чаще всего при его осуществлении используются принципы, инициативы в принятии ответственности за какое-то дело и творческий характер его выполнения.
Еще одним методом являются воспитывающие ситуации, которые характеризуются пристальным вниманием к ситуациям, в процессе которых у человека появляется необходимость решения каких – либо задач и проблемных ситуаций, нравственному выбору и совершению соответствующих поступков. Это могут быть проблемы нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли и др.