Психологическое консультирование — это сформировавшееся практическое направление психологии, предназначенное для оказания действенной психологической помощи людям. В его основе лежит убежденность в том, что все физически и психически здоровые люди способны справляться практически со всеми проблемами психического характера, возникающими в их жизни.
Особенности психологического консультирования
Клиент, который посещает сеансы психологического консультирования, не всегда может определенно сказать и знать заранее, в чем заключается его проблема, и каким образом ее лучше разрешать, если брать за основу свои собственные силы и возможности.
Для этого и требуется помощь профессионально подготовленного психолога-консультанта, который решает основную задачу психологического консультирования. Отличие психологического консультирования от других видов оказания практической психологической помощи состоит в нескольких его особенностях:
- Предполагает сравнительно короткий промежуток времени и эпизодический характер личных контактов психолога и клиента;
- Основная помощь заключается в даче советов клиенту, а на практике их реализовать должен он сам, сохраняя за собой свободу выбора;
- Проведение психокоррекционной работы осуществляется в основном самим клиентом в отсутствие психолога, так как при реализации данного вида помощи не происходит их прямое постоянное взаимодействие.
Психодиагностику на старте работы с клиентом сводят к минимуму и в основном берут за основу результаты непосредственного наблюдения консультанта за поведением клиента. Психолог-консультант не несет прямую персональную ответственность за пациента, не отвечает за то, будет ли пользоваться клиент его советами или нет.
Консультант несет ответственность только за правильность собственных выводов о сущности проблемы клиента, а также за потенциальную эффективность предложенных ему практических рекомендаций.
Методы и техники психологического консультирования
Техники психологического консультирования представляют собой специальные приемы, используемые психологом-консультантом. Они необходимы для выполнения соответствующих процедур на каждой стадии психологического консультирования.
Техники могут быть универсальными, успешно применяемыми на каждой стадии психологического консультирования, и специфическими, которые более подходят для той или иной частной стадии психологического консультирования.
В качестве основного метода психологического консультирования выступает интервью.
Психолог-консультант не должен заниматься постановкой диагноза, он только лишь осуществляет анализ ситуации клиентов. Для этого он использует специальные знания.
Интервью представляет собой один из специальных методов анализа ситуаций клиентов, который используется для формирования альтернативных вариантов действий, целей, мыслей, переживаний и чувств клиента. Таким образом, цель данного метода состоит в формировании большей мобильности внутреннего мира.
Интервью отличается от прочих методов работы практического психолога тем, что оно в любом случае индивидуализировано и предполагает построение предмета взаимодействия клиента и психолога. В качестве предмета взаимодействия здесь выступает внутренний мир клиента, а модальности, в рамках которых происходит его описание, представляют собой тему взаимодействия между ними. Например, тема может быть представлена переживаниями клиента или его действиями.
Существенно важно для осуществления интервью то, что предмет взаимодействия, определяющий отношения клиента и психолога, представлен внутренним миром клиента. Процесс интервью концентрируется на том, чтобы в рамках обсуждения разных тем менять отношение клиента к его внутреннему миру, делая его более динамичным.
Тему интервью всегда задает клиент в определенном, строго индивидуальном жизненном контексте. Одну и ту же тему (например, переживание собственной родительской некомпетентности) можно задать в разном контексте (неполная семья, повторный брак или человека с правами попечителя, а не родителя).
Для интервью характерно оказание воздействия на клиента с помощью специальных заданий и вопросов. Задания раскрывают его актуальные и потенциальные возможности, а вопросы являются основным способом оказания воздействия психолога на клиента в процессе интервью.
Особенности индивидуального консультирования
Содержание индивидуального консультирования определяет заказ клиента. Профессионального психолога от непрофессионального может отличить точная работа на заказ.
Проведение анализа работы практического психолога в ходе индивидуального консультирования отражает, что данный тип профессиональной работы должен требовать направленной рефлексии психолога на 2 важных научных понятия:
- На нормы психического развития;
- На позиции в процессе взаимодействия.
Здесь важно также остановиться на причинах актуализации содержания данных понятий в работе практических психологов. Основная причина видится в том, что профессиональное взаимодействие с клиентом часто требует принятия решений о его содержании. Помимо заказа клиентов данное содержание структурируется с помощью возможностей психолога ориентироваться в актуальных и потенциальных свойствах, характерных для внутреннего мира клиентов.
Такую ориентацию нельзя представить без рефлексивной проработки психологом-консультантом понятия нормы психического развития. Содержание данной категории позволяет осуществить дифференцирование задач взаимодействия на социальные, этические, нравственные и психологические задачи. В дальнейшем это позволяет осознанно выбрать стратегию работы с клиентом.