Развитие предметной деятельности
Соотносящиеся действия – это действия с двумя или несколькими предметами, при выполнении которых требуется соотносить свойства разных объектов – их форму, размер, местоположение.
Предметным действием ребенка будет не всякое его действие с предметом. Предметным оно будет тогда, когда предмет используется в соответствии с его функциональным назначением.
Когда ребенок, например, стучит ложкой по столу, это будет манипуляция с предметом, а когда он использует ложку для еды, то данное действие будет предметным. Если ребенок развивается в норме, то на втором году его жизни возникает предметная деятельность, а на третьем году она становится ведущей.
Ведущая деятельность способствует развитию психики ребенка – происходит развитие моторики, восприятия, речи, мышления. Однако не все предметные действия оказывают влияние на развитие ребенка. Здесь выделяются соотносящие и орудийные действия, оказывающие наибольшее влияние на развитие восприятия и мышления, а потом речи.
Соотносящими являются действия ребенка с предметами, когда один предмет нужно привести в соответствие с другим, опираясь при этом, на какие-то признаки или свойства предмета. Так, например, чтобы закрыть коробочку, надо подобрать к ней крышку, подходящую и по величине, и по форме.
Принцип соотносящих действий лежит в основе всех известных дидактических игрушек.
Орудийными являются такие действия, в процессе которых один предмет-орудие используется для того, чтобы воздействовать на другие предметы. С помощью орудий (ложка, ножницы, иголка, вилка, молоток и др.) выполняются такие действия, которые без них были бы невозможны.
Руки ребенка при использовании орудия действия подчиняются логике его применения. При совершении соотносящих действий или при манипулировании, ребенок познает свойства предметовна личном опыте, в то время как, способ употребления орудий он усваивает от взрослого человека.
Нормально развивающиеся дети во время становления предметной деятельности проявляют интерес к внешнему виду предмета, показывают желание выяснить его назначение. С этой целью они могут долго манипулировать с каждым, попадающим в руки, предметом.
Предметная деятельность у детей раннего возраста не формируется, если есть нарушение интеллекта – такие дети не проявляют интерес к игрушкам и, вообще к предметам, не берут их в руки и не могут с ними манипулировать.
В некоторых случаях на третьем году жизни у детей появляются манипуляции с предметами, но в действительности, производя эти действия, ребенок не учитывает назначение предмета и его свойства, кроме этого манипуляция может перемежаться с неадекватными действиями.
Неадекватными являются действия, противоречащие логике употребления предмета, например, на стержень пирамидки сначала надевается колпачок, а потом делается попытка нанизать колечки. Неадекватные действия характерны для детей с нарушением интеллекта.
Развивающий потенциал предметно-орудийных действий
Первые недели и месяцы жизни двигательная активность ребенка характеризуется недифференцированными движениями, они, скорее всего, представляют рефлекторные реакции.
К первым дифференцированным движениям относятся движения рук, ощупывание и хватание – ребенок способен уже в тоническом напряжении удерживать отдельные группы мышц.
Рука ребенка на функциональном уровне становится элементом активного расширения пространства его активности. Захватывая и удерживая предмет, малыш фиксирует на нем свой взор. Акт хватания формируется к пяти месяцам, и закладываются основы развития пространственно-предметного восприятия. Роль взрослого в этот период становится определяющей, поскольку он создает ситуацию развития ориентировки ребенка в окружающем пространстве.
Предложенный ребенку предмет, вызывает его направленную активность – дотянуться, прикоснуться, схватить. Если ситуацию манипулирования с предметом не создавать, ребенок будет полностью поглощен эгоцентрическими действиями, такими как сосание своего пальчика, раскачивание и др.
Арсенал ребенка к началу второго года жизни содержит достаточное количество специфических действий для подражания взрослому, однако – это только подражание, а не свое собственное предметное действие.
На втором году жизни начинается этап функционального действия – ребенок более активен и часто подражает действиям взрослого, например, разговору по телефону. Действие переносится двумя путями:
- перенос с одного предмета на другой - действие с чашкой переносится на действие со стаканчиком,
- перенос действия с одним предметом в другую ситуацию, например, научившись надевать себе носочек, малыш натягивает его на другой предмет.
Осваивая предметные действия, ребенок формирует их произвольность, которая сначала должна быть ощущаема, т.е. иметь сигнальное значение. Предметно-орудийные действия и освоение ими являются благодатной почвой формирования наглядно-действенного мышления.
Экспериментальные исследования Л.С. Выготского в области формирования психологических механизмов детского мышления, позволили сделать вывод, что первые интеллектуальные решения ребенка ориентируются на взрослого человека – ребенок обращается к взрослому с просьбами, требованиями, чтобы добиться успеха.
Методические аспекты формирования предметно-орудийных действий
Современная педагогическая литература не располагает большим ассортиментом методов обучения детей предметно-орудийным действиям.
Первая разработка этой методики принадлежит С.Л. Новоселовой, где автор ориентируется на использование прямого обучающего воздействия. Воспитатель, считает она, сначала должен показать детям способ употребления предмета-орудия и после этого дать предмет в руки, побуждая воспроизвести действие. Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей пользоваться предметом самостоятельно. Если ребенок выполняет действие не совсем так, как ему показали, его не следует поправлять.
Методику орудийных действий разрабатывали также А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. Авторы, ориентировавшиеся на работу с детьми, имеющих особые образовательные потребности, отмечают, что обучение строится на использовании простейших орудий, которые применяются при выполнении практических заданий.
Детей побуждают использовать простейшие приспособления, не отделяемые от самого предмета, учат выделять вспомогательную роль этих приспособлений и показывают, что можно сделать с этим предметом. В качестве вспомогательного средства в игровом упражнении предлагается новый предмет – палка, стул, лопата и др.
Чтобы сформировать умения переноса принципа действия с одного орудия на другое детям предлагаются предметы-орудия одного типа, но с разной величиной, фактурой, цветом. Первоначально они должны действовать по образцу, затем по речевой инструкции и, только после этого, самостоятельно. Важно соблюдать принцип повторности и вариативности, с последующим усложнением условий выполнения заданий. Варьирование способствует формированию умения переносить освоенный способ действия в другую ситуацию. Важно, чтобы ребенок самостоятельно открыл способ действия методом проб и ошибок, но, для этого необходимо обеспечить условия.
Современная дошкольная педагогика располагает двумя методическими подходами к обучению детей предметно-орудийным действиям – методика прямого обучения орудийным действиям С. Л. Новоселовой и методика Е.А. Стребелевой и Ю.М. Хохряковой, где предусматривается создание условий для самостоятельного открытия ребенком способа действия.