Инстинкт у животных
Инстинкт - это закрепленные генетически формы поведения у животных, общие для всех представителей данного вида, основная функция которых заключается в адаптации животного к окружающей среде.
Основными характеристиками инстинкта являются:
- передача по наследству,
- постоянство, т. е. неизменяемость инстинктивных форм поведения в течение многих лет,
- пластичность, т. е. возможность видовой и индивидной изменчивости,
- шаблонность, т. е. генетически закрепленный и неизменный стереотип поведения,
- безошибочность, т. е. инстинкт реализуется по строго определенной программе,
- ограниченность, т. е. реализация инстинкта происходит в строго локальной области, а за ее пределами ее инстинкт бессилен,
- безличность, т. е. тождественность для всех особей одного вида.
Именно стереотипность и постоянство обеспечивают сохранность и неуклонно обеспечивают выполнение жизненно важных функций: пищевых, защитных, репродуктивных, миграционных.
Инстинкты формируются в филогенезе и являются общими формами поведения для всех представителей конкретного вида животных. Оно обеспечивается врожденными механизмами запуска - системами нейросенсорных процессов, которые настраивают анализаторы на восприятие специфических раздражителей, что и способствует их быстрому распознаванию и запуску инстинктивного поведения.
Специфика инстинктивного поведения определялась ходом естественного отбора, которая определялась ориентацией на выживание вида и продолжение его рода.
Инстинкты отличаются постоянством своего воспроизведения, автономностью по отношению к иным краткосрочным реакциям. Сами инстинктивные действия состоят из довольно четких и конкретных явлений: это характерные позы, звуковые проявления, терморегуляционные, секреторные выделения, изменений окраса и т. д. Все эти действия реализуются в строгой последовательности.
Выделяют две основные стадии реализации инстинктивного действия:
- подготовительная - более лабильная стадия, отличается поисковой активностью,
- завершающая - мало изменчивая фаза, содержащая основное инстинктивное действие.
К. Фабри отмечал, что чистых инстинктов не существует даже в мире животных, поскольку инстинктивное поведение является неотъемлемым компонентом поведенческого процесса, другой составной частью которого является научение: нередко объекты, на которое распространяется инстинктивное поведение, фиксируются в памяти путем запечатления. Таким образом, в онтогенезе инстинктивное поведение формируется в сочетании с научением: одомашненные животные существенно отличаются от своих диких собратьев.
К. Лоренц и Н. Тинберген предложили гидравлическую концепцию формирования инстинктивного поведения: организм - это целостная структура, наполненная, как сосуд с водой, энергией, которую он стремится расходовать. Однако выбросу препятствует некая «пробка» в сосуде, которая может быть открыта только с помощью специфического раздражителя. Для этого необходимо сочетание внутренних - гормональные и нейрофизиологические механизмы мотивации поведения, и внешних факторов - внешний раздражитель: цвет, форма, размер.
Научение животных
Как уже было отмечено, инстинктивное поведение - это генетически закрепленный стереотип поведения, направленный на приспособление к внешним изменениям. Однако, инстинктивное поведение помимо адаптивного эффекта отличается еще высокой шаблонностью и ограниченностью поведения, которое в определенных ситуациях не способствует адаптации.
Именно поэтому инстинктивное поведение не является единственной формой развития психики животных. Второй составляющей является научение, которое формирует новые поведенческие реакции в ходе индивидуальной жизни животного.
Научение реализуется несколькими путями.
Первый путь - это реактивное научение: организм пассивно реагирует на изменения во внешней среде, что таким образом непроизвольно откладывается в памяти.
Типичной формой такого типа научения является классический условный рефлекс: животное осваивает новые биологически значимые свойства предметов. Нейтральный ранее стимул в совокупности с биологически значимым безусловным раздражителем также впоследствии приобретает характер значимого.
Иной формой реактивного научения можно считать импринтинг, который был открыт У. Сполдингом, а наиболее полно изучен К. Лоренцом и Н. Тинбергеном, он наиболее всего проявляется у птиц: только что вылупившийся птенец следует за первым движущимся объектом, который для него определяется как мать.
Еще одной довольно простой формой является привыкание - это относительно устойчивая и постоянная реакция на повторяющиеся стимулы: организм научается не реагировать на те стимулы, которые не несут биологически значимой информации для поведения, осуществляемого в данный момент.
Второй путь - это оперантное научение, оно представляет собой активное экспериментирование животного с окружающей средой, проба новых действий, установление новых связей в окружающей среде.
Одним из важных исследователей здесь был Э. Торндайк: он является создателем метода «проблемной клетки», в результате применения которой он установил, что научение происходит путем установления «проб и ошибок»: помещенное в проблемную клетку животное ищет хаотически какие-то решения, в итоге чего одни приводят к награде, а другие - нет, либо к наказанию. Вследствие чего «верные» решения повторяются и закрепляются.
Б. Скиннер продолжил исследование данного типа научения и предположил, что в основе его лежит новый тип условного рефлекса - инструментальный, т. е. оперантный рефлекс. Это радикально противоположный тип рефлекса: животное усваивает не новые объекты, а сначала реализует поведение, т. е. операции, которое либо одобряется, либо порицается. Подкрепление в данном типе реагирования является ключевым фактором: поведение формируется не случайно, а в ходе отбора действий, носящих подкрепляющий характер.
Одной из простых форм оперантного научения является подражание - это форма поведения, предполагающая неосознанное воспроизведение поведения другой особо в результате наблюдения за ней.
Наиболее сложной формой оперантного научения является когнитивное научение: в данном случае, животное устанавливает связь между стимулом и реакцией, а также оценивает ее в контексте предыдущего опыта. В данном направлении активно работал Э. Толмен, который продвигал идею ментальных карт, которые формируются у животного последовательного решения проблемных задач. По его мнению, животное оценивает стимул не просто механически как сигнал к действию, а как интегральное представление, направляющее поведение.
Если говорить в целом о способности к научению, то исследователи отмечают, что она выше у тех животных, которые является не высоко специализированными, а следовательно, более пластичными психически, например, крысы, птицы. Кроме этого, физиологическая конституция, т. е. строение тела, также играет роль в научении - рыбу, например, не научить нажимать на рычаг. Биологические ритмы тоже влияют на участие животных в экспериментальных ситуациях. Интересно, что при конфронтации выученной формы поведения и инстинктивной, вторая берет верх над первой, как более естественная.
Интеллект животных
Несмотря на прогрессивность научения в сравнение с инстинктами, формирование навыков по принципу проб и ошибок все-таки тоже имеет свои ограничения: не всегда есть необходимое время для поиска верного варианта. Поэтому велика вероятность оказаться беспомощным перед ситуацией, в которой нужно будет заново действовать по методу проб и ошибок.
Эволюционно более адаптивной и прогрессивной формой поведения, решающей данную проблему, стало интеллектуальное поведение животных.
Вопрос о наличии интеллекта или «ума» у животных ставился еще в древности: одни отстаивали идею антропоморфизма интеллекта животных, а другие - резко разграничивали душу человека и животных, отказывая им в человеческих качествах и способностях. Так к 20 веку эти два направления и сохранились, как антропоцентризм, т. е. очеловечивание психики животных, и механицизм, т. е. низведение психики животных до автоматизмов и инстинктов.
Разрешением данной проблемы стали эксперименты с шимпанзе В. Келера, которые показали, что животное способно решить задачу без проб и ошибок практически сразу же. Такая форма поведения существенно отличается от оперантного научения, ибо в этом случае нет элемента последовательного нарастания правильных ответов, нет повторения тупиковых ошибок, верно найденное решение используется в аналогичных ситуациях. Так В. Келер открыл интеллектуальное поведение животных, которое заключается в том, что животное в новой для него ситуации реализовывало поведение не на основе проб и ошибок, а на основе установления связей и законом между предметами окружающей среды и использования этих связей в действии.
Суть интеллектуального поведения состоит в том, что оно способствует приспособлению, когда у животного не хватает навыков, при этом интеллектуальное поведение не возникает из ниоткуда, а является результатом эмпирического анализа ситуации с опорой на предыдущий опыт.
Перенос прошлого опыта в актуальную ситуацию возможен только при наличии способности у животных устанавливать отношения между объектами окружающей среды, и на его основе отстраивать свое поведение.
Животные способны к установлению связей: «больше-меньше», «короче-длиннее», «чаще-реже», а также они способны отличать геометрические формы и количественные отношения.
Однако только лишь способность устанавливать связи и отношения - еще не составляет полностью интеллектуального поведения, важно использовать эти отношения для достижения поставленной цели. Эксперименты Л. Крушинского показывают, что все позвоночные на разном уровне способны к экстраполяции - предвидению того, как меняется ситуация, если предпринять определенные действия.
В. Келер считал, что реализация интеллектуального акта возникает в фазе покоя после предпринятия нескольких попыток решения задачи, а само решение приходит в форме «инсайта» - озарения, которое заключается в том, что животное собирает в целостный образ все элементы задачи.
Базой интеллектуального поведения является воздействие животного на элементы проблемной ситуации, т. е. манипуляции с ними.