Индивидуальность и социум
Индивидуальность – это важное понятие в психологии личности, отражающее уникальное и неповторимое своеобразие бытия человека, его психических, физиологических и личностных качеств.
В психологии индивидуальность понимают на двух уровнях:
- как уникальность каждого: каждый человек отличается от другого в силу индивидуально-психологических особенностей
- как уникальность единичного человека: интегральная организация психологических свойств отдельного человека, уникальный способ бытия личности, проявления ее свойств
Акценты немного разные: в первом случае, предпосылка о том, что люди уникальны, исходна и неоспорима, а во втором случае, индивидуальность - это результат сознательного развития, субъектного отношения к собственной жизни, активного участия и самопроявления в ней.
Как писал А.Г. Асмолов: «индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают».
Человек - это биосоциальное существо. Придя в этот мир как индивид со своими генетическими данными, конституциональными способностями, нейродинамическими особенностями, посредством социализации (включение в систему социальных отношений) сперва через родителей, а затем через разные социальные институты человек осваивает новые формы поведения, проявления себя и своих качеств и способностей через различные виды деятельности.
Однако помимо социализации, как процесса включения индивида в систему социальных отношений, существует еще процесс индивидуализации, как выработки собственного отношения к этим нормам, собственных способов регуляции поведения. Таким образом, человек сначала проходит стадию событийности, присоединяясь к общим правилам, нормам и ценностям, а затем проходит стадию самобытности, вырабатывая собственное отношение к этим правилам, формируя уникальные способы их реализации.
Так или иначе, человек в ходе своего личностного развития сперва приобщается к социуму, а затем от него обособляется через свою индивидуальность.
Как отстаивать свою индивидуальность
Многие психологи размышляли о том, как человек может проявить себя в социуме и реализоваться в нем индивидуально, уникально и самобытно.
Вообще вопрос о реализации человеческого потенциала максимально уникальным и своеобразным образом начался с А. Маслоу и его теории самоактуализации, в рамках которой, как считал автор, это процесс наиболее полного, эффективного и творческого развертывания заложенных в человеке способностей, что отражает зрелость и здоровье личности. Для реализации процесса самоактуализации необходимо выйти на более высокий уровень потребностей, связанный с творчеством, преобразованием, миссией.
Э. Фромм, например, считал, что ведущим принципом реализации индивидуального потенциала личности является ее направленность социального характера. Он вывел 5 типов ориентаций: рецептивная, эксплуататорская, стяжательская, рыночная и плодотворная. Именно последняя способна реализовать эффективно потенциал личности. Ее основными ценностями являются: независимость, честность, любовь, творчество, труд, социальное мышление.
В.Н. Дружинин активно исследовал тематику сценарных подходов к жизни и написал целую монографию "Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии", в которой подробно раскрывает несколько сценарных ходов, популярных в социуме: жизнь - это сон, жизнь - эксперимент, жизнь - трата времени, жизнь - начинается завтра, жизнь - против жизни, жизнь - это достижение и т.д. Однако ни один из перечисленных сценариев не способствует раскрытию индивидуальности человека. Во всех этих сценариях нет уникальности и неповторимости человеческого бытия. Единственный вариант, который позволяет проявить свою индивидуальность, как пишет В.Н. Дружинин, это реализация способа жизни, при котором жизнь выступает как экзистенциальный конструктор, а сам человек - создатель этого конструктора.
Экзистенциальный конструктор
Экзистенциально-гуманистическое направление – это подход, который более полно описывает идею развития личности и проявления ее уникального своеобразия.
Основными ценностями этого подхода является развитие личности, свобода, ответственность, принятие своей жизни, творчество. В рамках данного подхода, устанавливаются следующие ценности: человек - это целостная система, обладающая сознанием и устремленная в будущее. Соответственно самореализация как процесс - является природным для человека, основными инструментами которого являются творчество и волевые поступки, за которые человек принимает ответственность.
Надо сказать, что идеи данного подхода активно развивались и в отечественной психологии в рамках субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна, который подчеркивал. что человек - это не просто объект жизненного процесса, а активный субъект, творчески преобразующий его через деятельность. Но деятельность эта носит осмысленный и творческий характер.
В данном ключе развивала свои идеи ученица С.Л. Рубинштейна - К.А. Абульханова-Славская, которая сформулировала термин "жизненная стратегия", который отражает принципиально уникальный и своеобразный способ реализации потенциала личности здесь и сейчас.
Основными принципами сохранения индивидуальности в обществе можно выделить следующие:
- Активность - познавательная и практическая деятельность человека, отражающая баланс между желаемым и необходимым. Именно нарушение этого баланса заставляет человека что-то делать. В рамках субъектного подхода, наиболее значимым видом активности авторы называют - социальную активность, потому что именно она отражает сознательный выбор человека участвовать в социальной жизни с целью ее преобразования. Именно этот вид активности определяет человека как субъекта, выделяя его индивидуальность.
- Активная жизненная позиция - неотъемлемая черта субъектности. Она отражает стремление человека преобразования действительности в соответствии с какими-то ценностями и убеждениями.
- Осознанная система ценностей: ценностные ориентации являются ведущим и организующим принципом любой деятельности, а особенно они проявляются в субъектном отношении к жизни.
- Чувствительность и толерантность к противоречиям и неравновесию систем: данный принцип отражает творческий потенциал личности. Под противоречиями и неравновесием понимаются какие--то сложные жизненные ситуации, в которых не получится сделать простой выбор, и человек должен быть чувствительным к этому, чтобы совершить надситуативный поступок и разрешить данное противоречие.
- Инициатива и ответственность - два параметра, которые поддерживают активность. Инициатива отражает быстроту вхождения в активность, отсутствие страха совершить ошибку, а ответственность - принятие последствий этой активности.