Экипаж – это личный состав корабля, самолета, танка, а также входящие в него специалисты, осуществляющие его обслуживание.
Социометрическая оценка психологического климата в экипаже
Социометрия – это социально-психологический метод, направленный на исследование системы личностных взаимоотношений в группе (коллективе, организации), предполагающий выбор исследователем нескольких испытуемых, которые подвергаются опросу по предварительно составленному списку вопросов, касающихся тематики исследования.
Вся совокупность взаимоотношений между членами одного экипажа может быть разделена на формальные и неформальные. Так, формальные взаимоотношения выстраиваются на основании ряда юридических документов (приказы, распоряжения, инструкции), а неформальные взаимоотношения между сотрудниками возникают во внерабочее время, в их основе заложены личностные качества и симпатии людей.
Социометрия направлена на изучение межличностных взаимоотношений между членами экипажа и оценки психологического климата в нем. В основе социометрии заложен опрос, который включает в себя специфические вопросы.
Как и любой психологический метод, социометрия имеет свои преимущества и недостатки в применении ее непосредственно при исследовании психологического климата экипажа.
Преимуществами использования социометрии являются:
- Позволяет достаточно глубоко изучить межличностные отношения между членами экипажа. Эффективна и легка в применении. Используется в случае, если иные методы и методики не подходят для малых групп.
- Позволяет получить результат в виде количественного индекса именно в той сфере, в которой осуществляет свою профессиональную деятельность экипаж.
- Простота не только в процедуре проведения, но и в подведении итоговых результатов.
К недостаткам применения социометрии в оценке психологического климата в экипаже относится:
- Ситуативность и специфичность устанавливаемой картины взаимоотношений между членами экипажа (зафиксированные эмоциональные отношения в основном выражаются в форме симпатии и антипатии между членами экипажа, при этом не устанавливается истинная причина данных взаимоотношений).
- Возможно намеренное искажение полученных результатов, особенно если проводимый опрос открытый (не анонимный).
- Возможности опроса ограничены, так как взаимоотношения между членами экипажа динамичны.
Возможности социометрии в оценке психологического климата экипажа:
- Установление уровня взаимоотношений между членами экипажа, выявление их неформальной структуры.
- Оценка авторитета руководства.
- Определение уровня групповой сплоченности членов экипажа.
- Психотерапевтическая функция. Члены экипажа, принимающие участие в социометрии стремятся анализировать свои отношения с другими членами экипажа, что нередко стимулирует их на корректировку собственного поведения.
Референтнометрическая оценка психологического климата в экипаже
Референтнометрия – это методика, направленная на выявление степени значимости каждого члена группы (коллектива, организации) для остальных членов, а также установление общего мнения группы о том, чье мнение является авторитетным, а чье мнение большинству безразлично.
Референтнометрия, в отличие от социометрии позволяет осуществить более глубокий анализ межличностных отношений между членами одного экипажа. Кроме того, данный метод имеет выраженный косвенный характер, то есть испытуемым не задаются прямые вопросы о том, кто из членов экипажа более значим, и с чьим мнением считается большинство.
Референтометрическая процедура предусматривает проведение двух экспериментальных этапов:
Первый этап – предварительный. На данном этапе проводится процедура, которая позволяет:
- установить мнение, позицию и отношение каждого члена экипажа по отношению к определенному событию или явлению, значимому для всего экипажа в целом;
- дать оценку партнерам (напарникам) по взаимодействию.
Итогом первого этапа является набор суждений и мнений всех членов экипажа по конкретному объекту исследованию, мнению, событию и т.д.
Второй этап. Осуществляется групповая работа, в ходе которой исследователь должен придерживаться следующих требований:
- объект оценивания и вся процедура исследования должны быть значимы для испытуемых;
- ответы членов экипажа не должны разглашаться и быть известны другим испытуемым.
Второй этап может быть проведен в виде двух форм:
- Традиционная (индивидуальная) – проводится индивидуально с каждым членом экипажа, требует предварительной подготовки для индивидуального опроса. Позволяет получить большой объем информации.
- Групповая – требует меньшего времени проведения, получаемая информация значительно меньше, но значимость аналогична то, что получает исследователь при проведении традиционной формы.
Алгоритм проведения традиционной формы референтнометрии:
- Необходимо выяснить, согласен ли испытуемый, что бланк с его ответами может быть показан другим членам экипажа, в случае, если они сами это попросят. Факт согласия или несогласия обязательно фиксируется.
- Сообщается, что большинство членов экипажа не против, чтобы их бланки ответов видели другие участники опроса.
- Просят назвать тех, с чьими листами опроса испытуемый бы хотел ознакомиться.
Порядок действий исследователя при проведении групповой формы референтометрии, то есть когда он работает со всеми членами экипажа одновременно, может быть следующим (например, если на первом этапе была проведена социометрическая процедура):
- Исследователь просит каждого испытуемого на оборотной стороне своей заполненной социометрической карточки поставить либо знак «+», либо знак «—» в зависимости от того, согласен он или не согласен обнародовать свои ответы.
- Исследователь предоставляет возможность каждому члену группы последовательно обозначить не более трех своих товарищей, чьи бланки его интересуют больше всего.
Таковы основные методы изучения состояния взаимоотношений и оценки психологического климата в экипаже. Умелое их использование позволяет руководителю управлять процессами групповой динамики и выявить неформальную структуру организации.