Социальный интеллект (social intelligence) — это система способностей, которая предопределяет успех социального взаимодействия. Эта категория включает способность понимать собственное поведение, поведение других людей, а также способность действовать в соответствии с ситуацией.
Подходы к определению понятия «социальный интеллект»
Категорию «социальный интеллект» часто связывают с категорией «эмоциональный интеллект», рассматривая идею эмоционального интеллекта, которая выросла из социального. Тем не менее, большинство ученых считают, что данные понятия просто пересекаются. Также социальный интеллект пересекается с категорией коммуникабельность.
Впервые понятие начал использовать Эдвард Ли Торндайк. Он ввёл эту категорию для того, чтобы обозначить способность добиваться успеха в межличностных ситуациях, вести себя мудро и в зависимости от сложившейся ситуации. Помимо этого, автор допускал в структуре социального интеллекта наличие умения управлять другими людьми. Далее категорию развивали в своих трудах Г. Олпорт, Д. Гилфорд. Понятие исследовали и российские ученые (например, М. И. Бобнева, В. Н. Куницына).
Принято рассматривать несколько подходов к пониманию природы социального интеллекта:
- Социальный интеллект в качестве подвида интеллекта человека (как познавательная способность, которая стоит в одном ряду с математическим и вербальным интеллектом);
- Социальный интеллект, включающий систему умений, знаний, навыков, которые были приобретены в ходе социализации (не в качестве способности, а в качестве приобретённых достижений или психологических ресурсов);
- Социальный интеллект в качестве личностной черты, которая предопределяет успешность межличностного взаимодействия.
Британским психологом Ф. Верноном социальному интеллекту давалось самое широкое определение. Он рассматривал его в качестве умения индивида ладить с людьми в целом, а также как о легкости презентации самого себя в обществе и умении понимать настроение и скрытые черты личностей в группах людей.
По мнению Г. Олпорта социальный интеллект является «социальным даром», который способствует гладкому общению. Этот автор считал, что социальный интеллект предполагает способность приспосабливаться к меняющимся условиям в мире людей и является непременным качеством эффективного общения. По его мнению, этот тип интеллекта предполагает способность хорошо разбираться в других людях.
Социальный интеллект личности как фактор успешного общения рассматривали О. Конт и Г. Айзенк. Они подчеркнули его социальную природу. Конт, помимо этого, считал, что социальный интеллект включает умение понимать других людей, а также способность видеть себя глазами других.
Дж. Гилфорд стал первым исследователем, который подошел к вопросу социального интеллекта с точки зрения измерения. Им был разработан тест социального интеллекта. Ученый предполагал, что социальный интеллект представляет собой единицу, которая не зависит от общего интеллектуального фактора. Тем не менее, ее можно связать с познанием информации о поведении.
Такой ученый, как Р. Стернберг трактует социальный интеллект в качестве способности уживаться с другими людьми. Человек с развитым социальным интеллектом, по мнению этого исследователя, умеет ставить себя на место других, понимает их, а также правильно и критически оценивает чувства, настроения и мотивацию чужих поступков.
Функции социального интеллекта
Если рассматривать интеллект в качестве индивидуально-личностного свойства человека, то можно отметить его содержание функций. В них отражена двойная обусловленность этой категории. Теоретический анализ психологической и педагогической литературы позволил выделить несколько функций:
- Познавательно-оценочная,
- Коммуникативно-ценностная,
- Рефлксивно-коррекционная.
В рамках общения познавательно-оценочная функция выражена через определение индивидуальных возможностей, которые помогают в достижении результатов деятельности и в формировании содержания межличностного взаимодействия в процессе социализации.
Социальный интеллект помогает обеспечить переработку информации, которая требуется для прогнозирования результата деятельности. С одной стороны, люди, получая сведения о характере деятельности других, осознают ее. Тогда происходит подчинение выполняемых умственных операций. С другой стороны, при переработке информации создаются суждения о значимости происходящего.
Исследователи отмечают, что информация принимается и становится положительной (отвергается, воспринимается как отрицательная). И этих двух случаях люди сталкиваются с проявлением умственной активности, которая связана с установлением определенного темпа переработки информации.
Коммуникативно-ценностная функция, присущая для социального интеллекта, относится к потребности понимать окружающих. Также человек, в свою очередь, желает в ходе общения быть понятым. Познавая себя в постоянном общении с другими, у индивида начинается процесс, когда он активно выделяет и усваивает нормы и эталоны определенных взаимоотношений.
В частности, реализация общения происходит через способность передавать смысл содержания о чем-либо. Благодаря этому люди выражают собственное состояние, отношение к сообщению и слушателю, проявляя намерения и целевые установки коммуникации.
Общение, с одной стороны, необходимо рассматривать в качестве способа установки связи между человеком и социальной средой. С другой же стороны оно представляет собой процесс поиска смыслов среди ценностей жизни. Таким образом, можно выделить основные проявления коммуникативно-ценностной функции. Первый из них включает формирование идеально-содержательного плана, который связан с определением ситуации социального действия. Второй акт позволяет обнаруживать себя в других людях.