Социальная установка — это склонность индивида к реализации определённого социального поведения; при этом предполагается, что установка имеет сложную структуру и включает в себя предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать социальный объект либо явление и, как следствие, действовать относительно него определённым образом.
Понятие установки в отечественной и зарубежной психологии
Возникновение категории «социальная установка» необходимо рассматривать с позиции развития двух традиций: отечественная общая психология и западная социальная психология. Д. Н. Узнадзе и его последователи рассматривали установку в качестве первичного целостного недифференцированного состояния. Оно предшествует сознательной психической деятельности, находясь в основе поведения.
В психологии человека некоторые поведенческие акты, а также вся психическая деятельность имеют вторичное происхождение. В целом установка здесь представляет собой опосредствующее образование, находящееся между влиянием среды и психическими процессами. Это объясняет поведение людей, их эмоциональные и волевые процессы, выступая как детерминанта любых активностей организма.
Возникновение мышления происходит в ситуации затруднения актов поведения, которые вызваны определенной установкой. В этом случае усложнение ситуаций способно вызвать необходимость сделать специальным объектом исследования такое затруднение.
Установки могут быть:
- Диффузными,
- Моторными,
- Сенсорными,
- Умственными,
- Социальными.
Социальная установка личности, её функции, структура и уровни
Социальная установка (иначе – аттитюд) представляет собой определенное состояние сознания, в основе которого лежит предыдущий опыт и регулирующее отношение (поведение) человека. Среди признаков социальной установки личности необходимо выделить социальный характер объектов (с ними связаны отношение и поведение человека), осознанность отношений и поведения, эмоциональную составляющую отношений и поведения, а также регулятивную роль социальной установки.
Функции аттитюдов:
- Автомативная (упрощается контроль деятельности со стороны сознания в стандартных и ранее встречавшихся ситуациях);
- Адаптивная (направление субъекта к объектам, служащим достижению его целей);
- Защитная (разрешение внутренних личностных конфликтов);
- Когнитивная (помощь в выборе способа поведения в отношении конкретного объекта);
- Регулятивная (освобождение субъекта от внутреннего напряжения);
- Ригидная (создание трудностей в приспособлении к новому);
- Стабилизирующая (определение устойчивого, последовательного, целенаправленного характера деятельности в меняющихся ситуациях).
В структуру социальной установки входит когнитивный, аффективный и поведенческий компонент. Когнитивный компонент содержит знание или представление об определенном социальном объекте, аффективный компонент отражает эмоционально-оценочное отношение к объекту. Поведенческий компонент выражает потенциальную готовность к реализации определенного поведения по отношению к объекту.
Установки могут быть простыми, когда они регулируют поведение на простейшем и преимущественно бытовом уровне. Также существуют базовые социальные установки, которые отражают отношение человека к его основным сферам жизнедеятельности (профессии, общественной деятельности, увлечениям и др.). Инструментальная функция установок заключается в приобщении людей к системе норм и ценностей социальной среды.
Установки предназначены для регулирования деятельности на трех иерархических уровнях. На смысловом уровне они имеют обобщенный характер, предопределяя отношение личности к объектам, которые имеют личностное значение для индивида. На целевом уровне установки определяют относительно устойчивый характер осуществления деятельности. Здесь они связаны с конкретными действиями и человеческим стремлением доводить до конца начатое дело.
На операциональном уровне установки помогают восприятию. Благодаря этому появляется возможность интерпретировать обстоятельства на основе прошлого опыта субъекта в подобных ситуациях. Этот уровень позволяет прогнозировать возможности адекватного и эффективного поведения, принимать решения в конкретных ситуациях.
Особенности формирования и изменения социальных установок
Для социальных установок характерны этапы их формирования. До 12-летнего возраста они развиваются в соответствии с родительскими моделями. С 12 до 20 лет начинают приобретать более конкретную форму. Это напрямую связано с усвоением социальных ролей. С 20 до 30 лет установки проходят кристаллизацию, поскольку на их основе создается определенная система убеждений. Она представляет собой весьма устойчивое психическое новообразование.
После 30 лет установки становятся стабильными, фиксированными. Они уже плохо поддаются изменениям. Стоит отметить, что формирование социальных установок происходит постепенно и часто даже незаметно. То, что обобщается человеком сегодня, через пару недель способно стать устойчивым убеждением.
Цель изменения установок состоит в добавлении знаний, изменении отношения или взглядов. Этот процесс зависит от новизны информации, личностных особенностей человека, порядка поступления информации и системы установок, которые уже были у субъекта. Установка более успешно меняется благодаря изменению отношения. Это достигается через внушение и убеждение родителей, авторитетных личностей, средств массовой информации.
Разные теории и их последователи по-разному подходили к категории социальных установок, по-разному они рассматривали их становление и изменение. Так, когнитивисты считали, что на процесс изменения установок оказывает воздействие появление несоответствия в когнитивной структуре человека. Бихевиористы придерживались мнения, что изменение социальных установок (аттитюдов) полностью зависит от подкрепления, которое исходит из внешней среды.