Социальные компетенции — это умения и навыки взаимодействия с другими людьми, в том числе способность поддерживать общение, поставить себя на место собеседника, справляться с ситуациями, которые возникают при непонимании в ходе общения.
Особенности формирования социальных компетенций
Социальные компетенции опираются на усвоенные социальные ценности и развитые личностные ориентации. По этой причине развитие социальной компетентности относится к формированию социальной идентичности личности. Этот процесс состоит в соотнесении себя с теми группами и общностями, которые человек начинает воспринимать как свои (например, этнос, семья, религия, профессия).
Потребность личности в самоопределении, стремление к самоутверждению и совершенствованию предполагают социальную и педагогическую поддержку. Вследствие этого может возникнуть необходимость поиска средств и способов целенаправленной подготовки подростков к вступлению в меняющуюся социальную среду. Это предполагает развитие социальной компетенции учащихся, которые должны успешно интегрироваться в социум.
Важный и действенный способ развития социальной компетенции состоит в социально-значимой деятельности, которая представляет собой систему действий субъектов образовательного процесса. Эти действия концентрируются на реализации социальных преобразований и проблемах социума, что способствует положительным изменениям в самой личности и закрепляется у школьников в социальные знания, навыки, социальный опыт и социальные роли.
Социально-значимая деятельность подростка — это одно из приоритетных направлений воспитательной работы. Она должна быть направлена на организацию занятости несовершеннолетних подростков.
В основе социально-значимой деятельности, которая помогает формировать социальные компетенции, лежат следующие принципы:
- Учет возрастных особенностей и интересов;
- Единый подход к воспитательной и оздоровительной работе;
- Социально-полезная направленность;
- Ролевой характер деятельности;
- Сохранение и развитие традиций;
- Самостоятельность и творческая инициатива.
Социальная компетенция детей с эндогенной патологией
Социальная ситуация развития в переходном подростковом возрасте у обычных детей и детей с эндогенной психической патологией обладает рядом важнейших особенностей. Они оказывают влияние на формирование социальной компетентности человека. На этой стадии остро встает вопрос самооценки, оценки себя и других, вопрос обретения уверенности в себе. У подростка формируется развитое самосознание, самоуважение, самодостаточность. Эти качества помогают в будущем принимать решения и совершать самостоятельные поступки.
В подростковом возрасте для любого ребенка социальный интеллект имеет большое значение в формировании социально адаптированной личности. При развитии происходит существенное изменение значимости и соотношения ролей в социальном окружении. Отношения с другими людьми начинают претерпевать существенные изменения.
У подростков с эндогенной психической патологией происходит перестройка мотивационной сферы. В первую очередь меняется сама структура общения. Утрачивается особенная значимость отношений с родителями, учителями. На первый план начинает выходить роль референтной группы, отношения со сверстниками, потребность принадлежать к определенному кругу людей.
Активное развитие социальной компетентности происходит у нормально развивающегося подростка. Тем не менее, эндогенные психические патологии и особенности переходного возраста начинают порождать соответствующие трудности. Среди них необходимо выделить:
- Отсутствие умения правильно соотносить свои возможности, желания и притязания с реальными условиями, результатами деятельности и общения;
- Проблемы адаптации, социализации и компетентности.
Заболевания эндогенного характера становятся одним из видов дезадаптации. Они приводят к нарушению процесса социализации подростка, затрудняя переход к самостоятельной жизни в обществе. Усвоение социальных ролей, связанное с ростом самостоятельности и налаживанием партнерских взаимоотношений с окружающими людьми, начинает искажаться под воздействием заболевания. Это ведет к трудностям в дальнейшей социализации больного подростка.
Подросток с эндогенной психической патологией нуждается в специальной помощи. Она должна быть сообразна имеющейся степени выраженности социального дефекта и рассматриваться для каждого индивидуального случая. По этой причине определение уровня социальной компетентности становится необходимостью в построении психокоррекционной работы с каждым подростков, страдающим соответствующим заболеванием или нарушением.
Социальное функционирование подростков с эндогенной психической патологией
В состав социальных групп, которые дают возможность исследовать взаимосвязь социальной компетентности с соответствующими психологическими характеристиками, необходимо включить людей с отклоняющимся поведением, трудностями социального функционирования и психическими расстройствами эндогенного характера.
В пределах исследований клинической психологии зарубежные ученые анализировали социальную компетентность на основе модели шизофрении. Для процесса было характерно ухудшение социального функционирования таких подростков. Большинство больных может попадать в психиатрические учреждения по причине нарушения социальной адаптации и невозможности самостоятельного решения возникающих жизненных проблем.
По мнению многих ученых, в качестве основной причиной нарушения процесса общения у подростков с эндогенной психической патологией выступает мотивационный дефицит. Он находится в звене побуждения в деятельности общения и ведет к существенному снижению коммуникативных способностей и социальных навыков. У такого ребенка сужается социальный круг.