Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социально-психологическое консультирование детей и подростков группы риска

Определение 1

Социально-психологическое консультирование – это процесс, направленный на разрешение разнообразных социально-психологических ситуаций и проблем, возникающих у человека в повседневной жизни.

Социально-психологическое консультирование является нестандартным процессом, форма, протяженность и глубина которого определяются в первую очередь достаточностью и необходимостью для разрешения затруднений консультируемого.

Общая характеристика «группы риска»

Определение 2

«Группа риска» - это категория детей, обладающих низкой сопротивляемостью к разнообразным факторам социального риска в силу своих возрастных и психологических особенностей.

Дети и подростки находятся в зоне потенциального или реального риска либо добровольно, либо нет (по незнанию). Их поведение характеризуется проявлением различных форм социальной дезадаптации, что выражается в основном в виде трудновоспитуемости и педагогической запущенности, в результате нарушения у них процесса социализации.

Дети и подростки, которые относятся к «группе риска», условно объединяют в ряд следующих групп:

  1. Дети и подростки из социально неблагополучных семей (родители ведут асоциальный образ жизни, либо не интересуются воспитанием своих детей и т.д.).
  2. Дети и подростки, имеющие психические отклонения и проблемы в развитии.
  3. Дети и подростки, которые остались без попечения родителей.
  4. Дети и подростки, которые воспитываются в семьях, попавших в сложную жизненную ситуацию (беженцы, переселенцы, мигранты и т.д.).

Ситуации повышенного риска для детей дошкольного возраста:

  • жестокое и враждебное отношение к ребенку в семье;
  • эмоциональная отверженность ребенка;
  • недостаточный уход и надзор за ребенком;
  • конфликты между родителями, состояние развода;
  • гиперопека, чрезмерная требовательность к ребенку;
  • новый член семьи (отчим, мачеха, брат, сестра);
  • противоречия в методах воспитания
«Социально-психологическое консультирование детей и подростков группы риска» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Для детей школьного возраста и подростков, кроме указанных выше, психотравмирующими, могут стать следующие ситуации:

  • невозможность соответствовать ожиданиям родителей;
  • чрезмерное переживание за других членов семьи;
  • неприятие ребенка сверстниками или педагогами;
  • чрезмерная учебная нагрузка;
  • смена места жительства, отрыв от семьи или школьного коллектива, друзей, товарищей и т.д.;
  • серьезное соматическое заболевание или травма;
  • ситуации насилия над ребенком.

Основные направления социально-психологического консультирования

Направления социально-педагогической деятельности по выявлению детей и подростков «группы риска»:

  1. Как можно раньше выявить основные причины и факторы риска неблагополучия для каждого конкретного ребенка и подростка.
  2. Разработка и реализация индивидуальной программы, включающей в себя совокупность мер по предупреждению дезадаптивных процессов и снижения их отрицательного воздействия.
  3. Оказание ребенку необходимой и всесторонней социально-психологической помощи, направленной на вывод их социально-опасного положения.

Комплексное социально-психологическое сопровождение детей и подростков из «группы риска» включает в себя совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга видов деятельности.

К данным видам деятельности относятся:

  • Правовой всеобуч и правовая защита.
  • Социальная помощь.
  • Педагогическая поддержка.
  • Психологическое сопровождение развития ребенка, с учетом его особенностей и индивидуальности.
  • Освоение детьми навыков социальной компетентности.

Методы социально-психологического консультирования

Социально-психологическая работа с детьми и подростками из группы риска может осуществляться в форме:

  • Индивидуальная профилактическая беседа.
  • Интервью.
  • Социально-психологическое консультирование.
  • Индивидуальная психотерапия.
  • Групповая психотерапия.

Основные методы социально-психологического консультирования детей и подростков из «группы риска»:

  1. Информирование – направлено на повышение психологической грамотности ребенка или подростка в области рассматриваемых проблемных вопросов и ситуаций. Для большего понимания специалистом используются примеры из повседневной жизни, литературных произведений и т.д.
  2. Метод аналогий (метафора) – в основе метода заложены сказки, образы, притчи, случаи из жизни, пословицы и поговорки, которые специалист использует с целью иллюстрации и актуализации рассматриваемой проблемы.
  3. Установление логических взаимосвязей – специалист вместе с ребенком (подростком) устанавливают последовательность событий, при этом выделяют те, которые оказывают определенное воздействия на дальнейшее развитие ребенка (воспитание) и формирование его личности.
  4. Логическое обоснование – осуществление логического анализа определенной жизненной ситуации, с целью решения проблемы или сложной ситуации, а также прогнозирования ее дальнейшего развития.
  5. Самораскрытие – психолог делится с ребенком своим оптом, мыслями и чувствами, внимательно выслушивает консультируемого и тем самым подводит его к тому, чтобы он стал «самим собой».
  6. Конкретное пожелание – схоже с рекомендацией, только излагается несколько в иной форме, направлено на решение конкретной актуальной для ребенка проблемы.
  7. Парадоксальная инструкция – используется с целью вызова протеста и активизации действий ребенка, что позволяет ему лучше понять и осознать происходящее, принять правильное решение.
  8. Убеждение – используется только в том случае, если эмоциональное состояние ребенка уравновешенное, и он настроен на положительное развитие событий, сотрудничество с психологом. В убеждении используются только понятные для ребенка (подростка) аргументы.
  9. Эмоциональное заражение – используется с целью установление доверительных взаимоотношений между психологом и ребенком (подростком).
  10. Релаксация - помощь ребенку в освоении и осуществлении способов расслабления, достижения внутреннего покоя и комфорта. Может осуществляться в форме медитации, аутотренинговых и релаксационных упражнений.
Дата последнего обновления статьи: 16.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot