Социально-психологическое консультирование – это процесс, направленный на разрешение разнообразных социально-психологических ситуаций и проблем, возникающих у человека в повседневной жизни.
Социально-психологическое консультирование является нестандартным процессом, форма, протяженность и глубина которого определяются в первую очередь достаточностью и необходимостью для разрешения затруднений консультируемого.
Общая характеристика «группы риска»
«Группа риска» - это категория детей, обладающих низкой сопротивляемостью к разнообразным факторам социального риска в силу своих возрастных и психологических особенностей.
Дети и подростки находятся в зоне потенциального или реального риска либо добровольно, либо нет (по незнанию). Их поведение характеризуется проявлением различных форм социальной дезадаптации, что выражается в основном в виде трудновоспитуемости и педагогической запущенности, в результате нарушения у них процесса социализации.
Дети и подростки, которые относятся к «группе риска», условно объединяют в ряд следующих групп:
- Дети и подростки из социально неблагополучных семей (родители ведут асоциальный образ жизни, либо не интересуются воспитанием своих детей и т.д.).
- Дети и подростки, имеющие психические отклонения и проблемы в развитии.
- Дети и подростки, которые остались без попечения родителей.
- Дети и подростки, которые воспитываются в семьях, попавших в сложную жизненную ситуацию (беженцы, переселенцы, мигранты и т.д.).
Ситуации повышенного риска для детей дошкольного возраста:
- жестокое и враждебное отношение к ребенку в семье;
- эмоциональная отверженность ребенка;
- недостаточный уход и надзор за ребенком;
- конфликты между родителями, состояние развода;
- гиперопека, чрезмерная требовательность к ребенку;
- новый член семьи (отчим, мачеха, брат, сестра);
- противоречия в методах воспитания
Для детей школьного возраста и подростков, кроме указанных выше, психотравмирующими, могут стать следующие ситуации:
- невозможность соответствовать ожиданиям родителей;
- чрезмерное переживание за других членов семьи;
- неприятие ребенка сверстниками или педагогами;
- чрезмерная учебная нагрузка;
- смена места жительства, отрыв от семьи или школьного коллектива, друзей, товарищей и т.д.;
- серьезное соматическое заболевание или травма;
- ситуации насилия над ребенком.
Основные направления социально-психологического консультирования
Направления социально-педагогической деятельности по выявлению детей и подростков «группы риска»:
- Как можно раньше выявить основные причины и факторы риска неблагополучия для каждого конкретного ребенка и подростка.
- Разработка и реализация индивидуальной программы, включающей в себя совокупность мер по предупреждению дезадаптивных процессов и снижения их отрицательного воздействия.
- Оказание ребенку необходимой и всесторонней социально-психологической помощи, направленной на вывод их социально-опасного положения.
Комплексное социально-психологическое сопровождение детей и подростков из «группы риска» включает в себя совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга видов деятельности.
К данным видам деятельности относятся:
- Правовой всеобуч и правовая защита.
- Социальная помощь.
- Педагогическая поддержка.
- Психологическое сопровождение развития ребенка, с учетом его особенностей и индивидуальности.
- Освоение детьми навыков социальной компетентности.
Методы социально-психологического консультирования
Социально-психологическая работа с детьми и подростками из группы риска может осуществляться в форме:
- Индивидуальная профилактическая беседа.
- Интервью.
- Социально-психологическое консультирование.
- Индивидуальная психотерапия.
- Групповая психотерапия.
Основные методы социально-психологического консультирования детей и подростков из «группы риска»:
- Информирование – направлено на повышение психологической грамотности ребенка или подростка в области рассматриваемых проблемных вопросов и ситуаций. Для большего понимания специалистом используются примеры из повседневной жизни, литературных произведений и т.д.
- Метод аналогий (метафора) – в основе метода заложены сказки, образы, притчи, случаи из жизни, пословицы и поговорки, которые специалист использует с целью иллюстрации и актуализации рассматриваемой проблемы.
- Установление логических взаимосвязей – специалист вместе с ребенком (подростком) устанавливают последовательность событий, при этом выделяют те, которые оказывают определенное воздействия на дальнейшее развитие ребенка (воспитание) и формирование его личности.
- Логическое обоснование – осуществление логического анализа определенной жизненной ситуации, с целью решения проблемы или сложной ситуации, а также прогнозирования ее дальнейшего развития.
- Самораскрытие – психолог делится с ребенком своим оптом, мыслями и чувствами, внимательно выслушивает консультируемого и тем самым подводит его к тому, чтобы он стал «самим собой».
- Конкретное пожелание – схоже с рекомендацией, только излагается несколько в иной форме, направлено на решение конкретной актуальной для ребенка проблемы.
- Парадоксальная инструкция – используется с целью вызова протеста и активизации действий ребенка, что позволяет ему лучше понять и осознать происходящее, принять правильное решение.
- Убеждение – используется только в том случае, если эмоциональное состояние ребенка уравновешенное, и он настроен на положительное развитие событий, сотрудничество с психологом. В убеждении используются только понятные для ребенка (подростка) аргументы.
- Эмоциональное заражение – используется с целью установление доверительных взаимоотношений между психологом и ребенком (подростком).
- Релаксация - помощь ребенку в освоении и осуществлении способов расслабления, достижения внутреннего покоя и комфорта. Может осуществляться в форме медитации, аутотренинговых и релаксационных упражнений.