Сущность невербальный коммуникаций
Невербальные коммуникации – это общение, при котором не используются слова, фразы и вообще речь.
Обычное общение основано на словесной передаче информации от одного человека к другому, такое общение называется вербальным. К невербальному общению можно отнести способы передачи информации с помощью символов, знаков, которые могут быть понятны как тем, кто общается, так и всем остальным.
Психологи отмечают, что невербальная коммуникация возникает у людей спонтанно, то есть ее сложно подготовить заранее или сымитировать. Считается, что эмоции не могут врать или обманывать, а невербальное общение – это проявление таких эмоций.
С помощью такого вида общения невозможно передавать конкретную информацию о ком-либо или о чем-либо, а только свое эмоциональное состояние и свое отношение к собеседнику.
Невербальное общение может носить разный характер, психологи отмечают, что источниками такого общения могут быть как врожденные характеристики человека, так и приобретенные.
Типология невербальной коммуникации следующая:
- Невербальная коммуникация, связанная с поведением человека и его эмоциональным фоном в конкретный момент времени. Например, при разговоре люди могут краснеть, если речь заходит о чем-то личном и касается конкретного человека. Это происходит не специально, так реагирует нервная система на определенную информацию. Также волнение охватывает человека внезапно, если он ощущает какое – то неприятное событие или страх. В любом случае сдержать такие эмоции невозможно, они наступают внезапно, также внезапно проходят, человеку невозможно их контролировать, хотя каждый пытается это сделать;
- Невербальные коммуникации с помощью знаков. Любой человек имеет свои определенные привычки, которые вырабатываются годами, избавиться от них сложно, также почти невозможно угадать причину их возникновения, однако, именно они служат знаками невербальной коммуникации. Например, при разговоре о чем-то важном и серьезном собеседник начинает прикусывать щеку или губу, это продолжается в мыслительный момент, когда человек перерабатывает полученную информацию, он растерян или в недоуменнее. Пока эмоциональное потрясение или его пик не пройдет, невербальные знаки будут проявляться;
- Невербальные знаки, которые человек сам создал и специально использует в коммуникативной среде. Есть знаки, которые человек применяет в разговоре специально, а потом машинально. Например, человеку проще излагать свои мысли, особенно если они агрессивные, когда он машет рукой, при общении он может махать рукой, а также это может происходить и тогда, когда он просто слушает собеседника. Взмах руки вне диалога может означать, что человек настроен агрессивно, внутри его происходит эмоциональное возбуждение.
Следовательно, все типы невербальной коммуникации передают эмоциональное состояние человека, которое невозможно подделать.
Социально-психологический анализ невербальной коммуникации
Итак, как было сказано ранее, невербальные коммуникации происходят непроизвольно, человек практически не может ими управлять, именно эта их особенность особо интересует ученых и психологов.
Социально-психологическому анализу при невербальных коммуникациях подлежат все сенсорные системы человека, так как именно они воспроизводят эту коммуникацию на психологическом уровне. Социально – психологический анализ невербальной коммуникации проходит следующим образом:
- Оптический анализ - состоит из трех главных элементов: физиогномика, физиологические реакции и кинестика. Все эти элементы подлежат анализу со стороны ученых и психологов. При оптическом анализе исследуются потоотделение, особенности строения черепа лица человека, а также его косметика, наличие бороды или усов, различного рода украшения, походка, мимика и другое. Все это анализируется, с целью определения невербальной коммуникации, которая зарождается в оптической системе человека;
- Звуковой анализ - состоит в исследовании двух элементов, подлежащих анализу: просодики и экстралингвистики. Предметами такого анализа выступают: тембр голоса, тональность звука, интонации, паузы или вздохи во время разговора, плач, кашель и т.д. Когда человек выражает эмоции с помощью голосовых возможностей, то это также является невербальной коммуникацией;
- Анализ тактильно-кинестезической и терморецепторной систем человека. В данном случае анализируются прикосновения, например, рукопожатия, похлопывания, объятия или, наоборот, подталкивания, постукивания, удары и т.п. Когда человек хочет выразить положительное отношение к другому человеку, обычно, он до него нежно дотрагивается, однако, прикосновения могут быть и в агрессивной форме, например, несильные, но неприятные удары;
- Анализ запахов человека. Запахи и поведение человека взаимосвязаны, запахи могут влиять на человека как положительно, так и отрицательно. Например, если мужчине нравятся духи женщины, то она сразу располагает к общению, а, следовательно, у мужчины и у женщины будут проявляться положительные признаки невербальной коммуникации. Также люди могут чуять запахи, которые осознаются только его психологической системой, например, феромоны, они не уловимы, однако мы их ощущаем на подсознательном уровне и в данном случае, психологи могут это понять только по невербальной коммуникации;
- Анализ пространственно-временной организации общения человека. В данном случае необходимо обращать внимание на то, как человек реагирует, если нарушается, например, расстояние между ним и собеседником или, когда его персональное пространство ограничено и т.д. В данном случае человек может проявить негативное отношение или положительное с помощью невербальной коммуникации (гримаса, вздох, улыбка, выражения страха и т.д.).