Чувство справедливости – это базирующееся на жизненных ценностях и установках внутреннее, субъективное ощущение индивидом правильности либо неправильности поступков людей и социальных явлений.
Особенности восприятия справедливости
Справедливость представляет собой основополагающее понятие, которое лежит в развитии человеческой цивилизации. В любой ключевой области, включая политику, экономику, религию, и, конечно же, право, пренебрежение справедливостью приводило к существенным изменениям в общественной жизни. Как правило, это происходило не в лучшую для существующего строя сторону. Любые формы протеста, в том числе бунты, революции, социальные, политические и религиозные столкновения были направлены против несправедливости. Они множество раз меняли русло истории.
В обычной жизни человек часто взаимодействует с другими людьми. Далеко не в любом случае в результате подобного взаимодействия все стороны остаются довольны друг другом или достигаемыми результатами. Чаще всего причина этого заключается в несправедливости, которая проявлялась в отношении обиженной стороны. Воздействие обид на дальнейшие действия (бездействия) гражданина напрямую зависит от количественного и качественного характера конкретного вида несправедливости, которой подвергается лицо.
Воздействие несправедливости в психологии условно классифицируется как акт (кратковременные воздействия, один или несколько эпизодов) и как состояние (порядок вещей, когда лицо постоянно ощущает несправедливость). Состояние, которое постоянно воздействует на человеческую психику, способно давать кумулятивный эффект. Он выражается через противодействие несправедливости (например, восстание, бунт, состояние аффекта в качестве результата длительного издевательства).
Восприятие справедливости молодыми людьми
Социально-психологические особенности молодежи с разным уровнем чувства справедливости связаны с тем, что эта категория людей обладает широкими возможностями выбора. Они включают в себя различные измерения мобильности. Молодой человек, как правило, располагает перспективой. Она предполагает возможность получить новую профессию, испытать себя на поприще свободного предпринимательства или предпочесть эмиграцию в качестве окончательного разрыва с действительностью, которая ставит пределы их амбициям.
Социально-психологические особенности можно охарактеризовать в качестве структурных. Так, в одной ситуации речь идет о «железной клетке» необходимости и ценностях, не соответствующих достигнутому статусу, в другом — о ситуации открытости. Последняя в одинаковой степени допускает как решение «voice», которое побуждает бороться за более высокие позиции в рамках системы, так и вариант «exit», который проявляется в случае крайнего разочарования.
Представления о справедливости и выбор стратегии со стороны молодежи предположительно находятся между собой в определенной связи. Если общество и ситуация кажутся справедливыми, то шансы для реализации инновационной стратегии и благодаря ей достижение общественного успеха представляются реальными. Если справедливость общества предполагает задавание вопросов, то велик шанс выбрать осторожную, адаптационную стратегию.
Если, по мнению молодого человека, в обществе царит вопиющая несправедливость, то в качестве наилучшего варианта выступает либо ретритизм (уклонение от продуктивной деятельности), либо «восстание». Результатом последнего становится «exit». Он представляет собой переход в ряды тех, кто продолжает бороться с действующим социальным порядком, или принятие радикального решения об уезде из страны временно или навсегда.
В рамках групп молодежи принято отдельно рассматривать студентов. Данная образованная прослойка делает выбор в пользу социальной мобильности. По традиции студенты являются наиболее активным отрядом молодежной когорты, который пополняет ряды массовых социальных движений, а иногда и организаций экстремистского типа. Активное положение и движения студентов связаны с особой позицией, которую они способны занимать в социальной структуре.
Студенты находятся на стартовой точке трудовой биографии, поэтому эта группа в большей степени, чем в другом возрасте, проявляет заинтересованность в формировании справедливых «правил игры» в обществе. Это проявляется благодаря следующим состояниям:
- Структурная неустойчивость;
- Интериоризация принципов справедливой конкуренции, которые господствуют в системе образования;
- Рефлексия, которая дает возможность подвергать оценке не только свои перспективы, но и устройство общества, в котором им предстоит жить.
Студенты наряду с другими маргинальными слоями чаще других поддерживают различные программы, которые ведут к радикальным преобразованиям и ставят цель сделать общество более справедливым для обеспечения эмансипации угнетаемых слоев и социальных групп.
Как показывают исследования, в сознании современной молодежи, как и раньше, присутствует вера в то, что стать богатым можно с помощью личных качеств (например, упорство, трудолюбие, талант и крепкое здоровье). Внешние показатели успеха могут включать при этом развитие экономики и правительство, которое заинтересовано в развитии бизнеса.
Противоположная точка зрения выражается теми, кто считает, что возникновение российского класса богатых произошло благодаря нарушению закона при поддержке криминальных структур. До настоящего времени многие молодые люди считают, что для достижения материального успеха требуются полезные связи.
Тенденция индивидуализации молодежного представления о справедливости, которая выражается в суждениях о богатстве/бедности, проявляется в исследованиях в ответе на вопрос о том, каким должно быть справедливое общество. Социально-психологические характеристики справедливости были направлены в этом случае по двум векторам:
- Общественный вектор, который направлен на достижение всеобщего блага;
- Индивидуальный вектор, который ориентирован на формирование оптимальных условий процветания.