Агрессивное поведение подростков - это вид деструктивного мотивированного поведения детей подросткового возраста, которое противоречит общепринятым правилам и нормам, причиняет дискомфорт и вред людям, отражается на их психическом состоянии.
Характеристика агрессивного поведения подростков
В современном обществе агрессивное подростковое поведение приобретает глобальные масштабы. Оно не уменьшается, а наоборот становится массово распространенным. Примечательно, что первыми, на ком отражается негативных характер такого поведения, являются сами подростки.
Когда подросток агрессивен, психотерапевты настоятельно рекомендуют провести обширную диагностику и определить причины такого негативного поведения.
Причины агрессии, если она не связана с нарушениями работы организма или болезнями, могут быть самими разнообразными. Подросток может протестовать таким способом, пытаясь добиться того, что ему нужно от семьи или школы. Такой метод он может избрать с целью самоутверждения среди своих сверстников. Множество факторов могут подтолкнуть подростка к агрессивному поведению, и их нельзя оставлять без внимания.
Родители и педагоги обязаны оказать помощь агрессивным подросткам. При своевременном обследовании и дальнейшем лечении высоки шансы добиться положительных результатов.
Такое поведение является определенным отклонением, которое следует корректировать. Современные специалисты в области психиатрии и психологии успешно помогают подросткам с агрессивным поведением. Причину, ставшую отправной точкой в агрессии, необходимо определить своевременно и верно. Не устраненное в подростковом возрасте агрессивное поведение, может отрицательно сказаться на дальнейшей жизни взрослого человека.
Психологические факторы агрессивности у подростков
Исследования психологов и психиатров показывают, что в подростковом возрасте люди часто испытывают всевозможные психологические проблемы, которые могут повлечь за собой проявления агрессии. Так, психологическими факторами, провоцирующими развитие агрессивного поведения, являются:
- Появление чувства взрослости. При достижении определенного возраста у ребенка начинают происходить личностные изменения. Он вдруг ощущает, что уже не является ребенком, считает, что все вокруг должны относиться и общаться с ним, как со взрослым. При этом среда, которая его окружает, остается неизменной, а желания отличаются своей противоречивостью. С одной стороны, он хочет быть самостоятельным, а с другой нуждается в том, чтобы взрослые его понимали. Стремление подростка состоит в освобождении от контроля со стороны взрослых, при этом он осознанно желает не полной свободы, так как он еще не готов быть самостоятельным в понимании взрослого.
- Индивидуальные особенности. Таким особенностям отводят важнейшую роль многие исследователи. Самые глобальные изменения подростков происходят в сфере эмоций. У них часто может меняться настроение. Например, если кто-то оценивает способности или внешность подростка, он может быть чувствительным или самонадеянным. Также, жестокость может граничить с сентиментальностью, а развязность с сильнейшей степенью застенчивости и т.д. Подростковые эмоции, как правило, тяжелы в управлении . У них слабо развит самоконтроль, что непосредственно может стать причиной проявления агрессивного поведения.
- Уровень самооценки. Подростки, которые отличаются агрессивным поведением, как правило, обладают крайней степенью самооценки. Здесь имеется в виду, что она может быть либо в высшей степени положительной, либо наоборот, в высшей степени отрицательной. Частым сопровождением являются состояния тревожности, страха перед контактом с социумом, эгоцентризма, неумения найти решение в той или иной ситуации и т.п.
- Личностные недостатки. В данном случае рассматриваются подростки, которые в силу своего характера являются импульсивными. Они не могут себя контролировать, отличаются неустойчивым поведением, часто отвлекаются. Для них тяжело усидеть на одном месте, у них рассредоточено внимание, что вызывает трудности при выполнении заданий, полученных для решения дома.
Социальные факторы агрессивности у подростков
Наряду с психологическими факторами агрессивного подросткового поведения, исследователи выделяют социальные:
- Изменения в общении с другими людьми. В подростковом возрасте ребенок часто меняется в общении со своими родителями, с педагогами, а также с остальными взрослыми. Он нехотя отвечает на вопросы, не желает рассказывать о своих планах и действиях. Часто он заменяет общение со взрослыми на общение со своими сверстниками, которые приобретают для него большее значение. Ему важно занять в классе определенную позицию, которая будет определяющим звеном в его социальном благополучии.
- Расширение социальной среды. Довольно часто подросток причисляет себя к какой-либо неформальной группе молодежи. При этом проявление агрессии может вытекать из его стремления поддерживать свой статус в этой группе. При этом подросток может даже не желать быть членом группы, а руководствоваться при вступлении в нее исключительно «стадным чувством». Именно по этой причине подростки часто попадают в асоциальные группировки. Также в этот возрастной период дети имеют желание быть признанными, выделиться среди окружающих, добиться более высокого статуса в группе, чтобы их уважали.
- Взаимодействие в семье. Данный фактор часто является одним из ведущих в развитии агрессивного поведения подростка. Здесь роль играет и данное ему воспитание, и взаимоотношения родителей между собой, и отношение родителей к ребенку, и общий климат в семье. Кроме того, роль могут сыграть и такие факторы, как ведение родителями, или одним из родителей, нездорового образа жизни, развод родителей и т.п.
- Материальное неблагополучие семьи. Именно при достижении подросткового возраста, ребенок начинает реально оценивать свою семью с материальной точки зрения. Когда он не имеет возможности исполнить свои материальные желания, он может стать агрессивным по отношению к сверстникам и родителям.