Факторы конфликтности персонала — это предпосылки возникновения межличностных, межгрупповых и личностно-групповых конфликтов между работниками организации.
Особенности конфликтов в организации
Конфликты способны затрагивать жизнедеятельность практически любой организации, как коммерческой, так и некоммерческой. Конфликтность персонала — это фактор, который нередко оказывает определяющее влияние на качество основной деятельности компании. При ее наличии могут возникнуть серьезные трудности на пути выполнения поставленных задач и достижения стратегической цели.
Появление разбалансировки взаимосвязей групповой деятельности и рассогласования межличностных отношений между персоналом по причине деструктивных конфликтов неизбежно приведет к потере эффективности качества, росту личной неудовлетворенности у каждого работника. Часто конфликтность влияет на текучесть кадров и вызывает другие отрицательные последствия.
Наличие конфликтов среди работников ведет к значительному снижению производительности труда, а, значит, снижается эффективность деятельности предприятия. На конфликтность персонала влияют различные факторы.
К их числу относятся:
- Борьба за ресурсы, материальные ценности и власть;
- Естественное столкновение интересов и потребностей;
- Образ жизни работников;
- Организационная культура;
- Возможности компании в удовлетворении материальных и творческих потребностей сотрудников;
- Способность организации противостоять конкурентам и прочим внешним воздействиям.
Как правило, конфликты на предприятиях провоцируют сами сотрудники.
Социально-психологические факторы, влияющие на конфликтность персонала
Современная точка зрения состоит в том, что даже в компаниях с эффективным управлением некоторые конфликтные ситуации не только возможны, но даже, могут быть желательными. Они способны сделать процесс принятия решений группой более эффективным, предоставляя сотрудникам и руководству возможность выражать мысли. Тем самым, люди в компании удовлетворяют личные потребности в уважении и власти.
Конфликтное столкновение в некоторых ситуациях приводит к более эффективному выполнению планов и стратегий. Это связано с тем, что обсуждение разных точек зрения происходит до момента фактического исполнения.
Конфликты могут быть функциональными и вести к росту эффективности компании, и дисфункциональными, приводящими к снижению личной удовлетворенности и эффективности сотрудничества.
Для исследования социально-психологических факторов, которые предопределяют конфликтность персонала организации, необходимо произвести подбор соответствующего диагностического инструментария. В состав инструментов для исследования можно включить следующие методики:
- Методику К. Томаса, которая предназначена для анализа конфликтности членов коллектива;
- Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ), разработанный А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным;
- Методика, предназначенная для диагностики межличностных отношений (разработана Т. Лири);
- Методы математической статистики.
Как правило, социально-психологические факторы конфликтности персонала организации включают такие качества, как агрессивность, авторитарность, эгоистичность, подозрительность, низкий уровень развития адаптивных способностей и моральной нормативности.
Каждая организация должна заниматься исследованием степени конфликтности среди своих работников. На первой стадии исследования необходимо определить социально-психологический портрет компании. Если в целом осуществлять социально-психологическую характеристику работников, то необходимо выделить их общие качества.
На следующей стадии необходимо провести работу, направленную на непосредственное выявление социально-психологических факторов, которые присущи для конфликтности персонала соответствующей организации.
Ученые сделали вывод, что конфликтность персонала предприятия положительно коррелирует с такой социально-психологической характеристикой личности как авторитарность. Считается, что жесткие и властные люди не способны идти на уступки. Они стремятся достичь собственных целей в ущерб партнерам по коммуникации. Такие работники будут во всем стремятся полагаться на собственное мнение. Они не умеют принимать советы других, стремясь быть над всеми.
Конфликтность персонала организаций положительным образом коррелирует с такой социально-психологической характеристикой личности как эгоистичность, которая сама по себе не предполагает учета интересов других людей. Это непосредственно будет касаться конфликтных ситуаций. Эгоистичные работники в большей мере проявляют соперничество и желают удовлетворять только собственные интересы в ущерб другим людям.
Для конфликтности персонала организаций характерна также положительная корреляция с агрессивностью и подозрительностью. Агрессивные работники, решая конфликт, будут стремиться отстаивать собственную точку зрения. Они часто сами начинают идти на конфликт, используя для решения проблем жесткость и напор.
Подозрительность личности также влияет на конфликтность персонала. Подозрительные, обидчивые, сомневающиеся работники всегда и всем недовольны. Она постоянно жалуются, считают, что окружающий мир враждебен и настроен против них. Для таких людей конфликты могут быть защитной реакцией.
Исследования, проводимые в различных организациях, позволили также выявить, что конфликтность персонала вызывают такие социально-психологические факторы, как низкий уровень моральной нормативности и развития адаптивных способностей.
Для решения проблемы конфликтности персонала в организациях необходим комплексный подход. Он позволит учесть различные социально-психологические факторы, которые оказывают влияние на персонал.