Социальная реабилитация — это система мероприятий, которые реализуются государственными, частными и общественными организациями с целью защиты социальных прав граждан.
Насилие над детьми как социальная проблема
Жестокое и пренебрежительное обращение, направленное в адрес детей, — это типичное проявление насилия. Оно ставит под угрозу жизнь и оказывает негативное влияние на физическое, психосоциальное, эмоциональное и сексуальное развитие ребенка. Такие действия приводят к печальным последствиям как с позиции общества в целом, так и с позиции благополучия будущего поколения.
Жестокое обращение с детьми, включая насилие, представляет собой умышленное или неосторожное обращение, какие-либо действия со стороны взрослых людей. Оно приводит к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, а также может угрожать правам и благополучию индивида.
Насилие над ребенком — это социальное, физическое, психологическое воздействие на ребенка со стороны другого индивида (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства. Эти действия вынуждают ребенка прервать значимую деятельность и начать выполнять другую, которая противоречит его желаниям, угрожает физическому или психологическому здоровью, а иногда и жизни.
Принято выделять четыре основные формы насилия:
- Физическое,
- Сексуальное,
- Эмоциональное (психическое),
- Моральная жестокость.
Моральная жестокость представляет собой пренебрежение к основным физическим и социально-психологическим нуждам ребенка. Любые виды жестокого обращения с детьми ведут к различным последствиям. Любая жестокость в отношении детей включает одну особенность, представляющую собой ущерб для физического и психического здоровья (иногда даже это опасность для жизни).
Негативные последствия для здоровья ребенка включают потерю или ухудшение функции каких-либо внутренних органов, развитие соответствующего заболевания, нарушение психического или физического развития.
Особенности социальной реабилитации детей
Социальная реабилитация представляет собой комплекс мер, которые концентрируются на восстановлении разрушенных или потерянных общественных связей и отношений, социально-личностных и значимых характеристик, свойств и возможностей человека. Она является осознанным, целенаправленным, внутренне организованным процессом.
Потребность в социальной реабилитации — это, как правило, универсальное социальное явление. Любой субъект социума, вне зависимости от степени его социального благополучия в определенный момент времени, на протяжении всей своей жизни должен осуществлять замену привычного социального окружения. Оно включает соответствующие формы деятельности.
В этом процессе важно тратить силы и способности, но можно столкнуться с ситуацией, которая неизбежно приведет к тем или иным потерям. Группа или человек в этом случае начинают испытывать потребность в некоторой специальной социально-реабилитационной помощи.
Социальная реабилитация может быть нескольких видов:
- Социально-медицинская,
- Психологическая,
- Социально-педагогическая,
- Профессиональная и трудовая.
Социально-медицинская реабилитация ребенка в случае насилия включает восстановительную и реконструктивную терапию. При ее осуществлении у ребенка восстанавливаются или формируются новые навыки полноценной жизни. Взрослым людям специалист оказывает помощь в области организации быта и ведения домашнего хозяйства.
Для психологической реабилитации характерно воздействие на психическую сферу, которое направлено на преодоление в сознании человека представлений о бесполезности лечения.
Социально-педагогическая реабилитация концентрируется на решении таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности», организации и осуществлении педагогической помощи в случае разных нарушений способности человека получать образование. Здесь нужна соответствующая работа, помогающая формировать адекватные условия, формы и методы обучения. Она работает через применение соответствующих методик, инструментов и программ.
Потребность ребенка в психосоциальной помощи
Потребность в социальной реабилитации проявляется после акта насилия при наступлении социальной дезадаптации. В этом случае у ребенка возникает психологический дискомфорт, что, как правило, может быть вызвано причинами внешнего и внутреннего характера. В некоторых ситуациях возможно проявление их сложного сочетания.
Особую роль играют детско-родительские проблемы и сложности, имеющие отношение к воспитанию детей. Их основой являются самые разные причины, включая задержку психического развития, нервно-психические заболевания ребенка, кризис возрастного развития, индивидуальные особенности психики. Таких детей не понимают родители, предпочитающие неправильный стиль отношений. В семье происходит закрепление отрицательных стереотипов внутрисемейного общения, а также проявляется вероятность жесткого обращения с ребенком.
Если проанализировать разнообразие и сложность внутрисемейных и прочих проблем, которые требуют психосоциальную помощь, в ходе их решения чаще всего принимают участие различные специалисты ведомств. Они работают в системе профилактики, включающей учреждения социального обслуживания населения, образования, здравоохранения. Это могут быть специалисты комиссий по делам несовершеннолетних, специалисты по защите прав ребенка, инспектор по делам несовершеннолетних, а также работник отдела опеки и попечительства.
Составляющие психосоциальной работы с детьми, подвергшимся жестокому обращению (насилию), представлены психодиагностикой, первичным психологическим консультированием (очным, телефонным, Интернет-консультированием). В этом процессе происходит первое знакомство с проблемой, вычленяются ее аспекты, осознаются резервы личности для решения проявившихся трудностей. Далее необходима индивидуальная или групповая работа.