Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социализация и индивидуализация как формы развития личности младшего школьника

Социализация и индивидуализация как формы развития личности младшего школьника

Определение 1

Социализация – это процесс формирования личности, при котором субъект познает культуру, язык, социальные ценности и опыт определенного общества или группы, воспроизводства и обогащения им социальных связей и опыта.

Определение 2

Индивидуализация – это процесс формирования личности, при котором субъект реализует свои индивидуальные черты, особенности и качества.

При создании коллектива большое влияние на него оказывает личность, в то время как коллектив также влияет на воспитание отдельной личности.

Механизмы социального развития ребенка

Выделяют следующие механизмы и движущие силы социального развития ребенка:

  1. Неосознаваемые механизмы развития.

    Представляют собой врожденные физиологические и психические потенциалы, которые функционируют на уровне подсознания. Они оказывают значительное влияние на психическое и социального развитие человека и начинают функционировать с самого раннего возраста человека. К наиболее значимым движущим силам неосознаваемых механизмов развития относят эмпатию, устремленность, эмоциональную обусловленность, подражательность, внушаемость, любознательность, активность и т.д.

  2. Осознаваемые механизмы развития.

    Они основаны на формировании сознания субъекта в процессе учебной деятельности и воспитания. Их значение в развитии человека усиливается с возрастом субъекта. Их разделяют на осознаваемые механизмы, которые связаны с психикой человека (саморазвитие психики, эмоциональная восприимчивость, волевая активность) и осознаваемые механизмы, которые связаны с развитием сознания. Рассмотрим их подробнее.

«Социализация и индивидуализация как формы развития личности младшего школьника» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Взаимосвязь личности младшего школьника и социального развития

К числу осознаваемых механизмов, которые связаны с развитием сознания, относятся следующие явления.

Социальная предрасположенность к развитию. На данном этапе родителям и педагогам необходимо обеспечить социальное взаимодействие с ребенком;

Уровень развития сознания человека. Развитие субъекта начинается с уровня, который он уже имеет и стремится к более высокому.

Задержка в развитии ребенка, особенно на первоначальных стадиях, сильно влияет на его последующее социальное развитие. Примером могут служить «дети-маугли», которые после возвращения в социум, не могут достигнуть определенного уровня социального развития.

Важным фактором является стимулирование педагогически организованного раннего развития ребенка. Стоит отметить, что дети дошкольного возраста, которые получили в семье или детском саду, определенную подготовку к школе, в младшем школьном возрасте легче адаптируются к учебной деятельности, успешно справляются с усвоением учебного материала, чем дети, лишенные такой возможности. Они более активны и опережают ровесников в социальном развитии.

Работа с ребенком по его индивидуальному развитию позволяет достигнуть высоких результатов, в то время как прекращение занятий или снижение их интенсивности приводит к потере приобретенного опыта, либо тормозит его развитие. Примером является воспитание спортсменов, которые с детства развивают свои индивидуальные способности.

Также известным фактом является то обстоятельство, что развитие ребенка в одной определенной области помогает развивать и активно самопроявляться в других сферах. Ученые рекомендуют развивать ребенка в различных направлениях, а не акцентироваться на одной сфере.

Чем активнее ребенок, тем больше его потребности в самореализации. Если эта потребность не удовлетворяется, то ребенок вынужден приспособиться к новым условиям. Он теряет свою динамичность. Педагоги и воспитатели должны замечать активность ребенка и обеспечить ее проявление, иначе это может иметь негативные последствия. Например, хорошо подготовленный младший школьник попадает в среду, где дети не обладают таким уровнем подготовки. Педагог, уделяя больше внимания ученикам, которые меньше знают, лишает возможности проявить себя такому школьнику. Его не спрашивают, когда он знает ответ, не хвалят за то, что он знает и умеет. Это может привести к тому, что способный младший школьник может потерять интерес к учебе и стать пассивным. Впоследствии он может вообще иметь неудовлетворительные оценки.

Следовательно, каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе в процессе учебной деятельности. Также следует учесть общий уровень подготовки младших школьников, и учитывать это при формировании классов.

Ребенок должен развиваться с учетом своих индивидуальных возможностей, особенно это касается обучения и воспитания. Зачастую родители, не учитывая индивидуальных возможностей своего ребенка, отдают его в музыкальные, спортивные или с определенным уклоном школы и гимназии. Когда ребенок начинает показывать невысокие результаты, родители предъявляют претензии учителям или подвергают своего ребенка перегрузкам, что в итоге может оказать отрицательное влияние на его развитие.

Интеллектуальные потребности, желания, интересы, цели. Они формируют интеллектуальную предрасположенность субъекта к социальному развитию. Эта предрасположенность индивидуальна для каждого человека, не постоянна и с возрастом изменяется;

Самокритичность и самоуправление. Для них свойственно развитие с возрастом. Самокритичность позволяет ребенку оценивать способность достижения того или иного результата.

Также важную роль в социальном развитии человека играет среда жизнедеятельности и воспитания. К ней относят семью, коллективы, группы и отдельные личности.

Педагог должен сохранить и развивать индивидуальность ребёнка. К типичным позициям самопроявления личности относятся:

  • Самодеятельно-творческая позиция. Является благоприятной позицией, способствующей проявлению самостоятельности и творчества. В этом случае важно не допустить вседозволенности;
  • Безудержно-активная позиция. Характерна для холерического ребенка и проявляется в гиперактивности. Недостатки воспитания могут привести к попустительству и вседозволенности;
  • Пассивно-исполнительская позиция. Характерна для меланхолического ребенка, который склонен проявлять безынициативность и пессимизм. Грамотная педагогическая работа приводит к смене данной позиции;
  • Безразлично-пассивная позиция. Также характерна для меланхолического ребенка с недостатками воспитания: попустительством и вседозволенностью. Для педагога является сложной позицией. Одним из способов решения может быть стимулирование мотивации активности ребенка;
  • Протестно-капризная позиция. Является проявлением не только своеобразного характера ребенка, но и главным образом следствием недостатков воспитания.
Дата последнего обновления статьи: 19.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot