Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Сновидения как форма психической активности

Все предметы / Психология / Сновидения как форма психической активности
Определение 1

Сновидения — это психический феномен. Психология сновидений обладает существенными отличиями от психологии бодрствования, что иногда позволяет ученым рассматривать ее как самостоятельную область психологической науки.

Основа психологии сновидения

Психологическая наука имеет целью объяснить природу психического, апеллируя при этом к той его части, которая наиболее доступна для исследования. Она представляет собой проявление разного рода человеческой активности и познается с помощью анализа этой активности (через психику бодрствования).

Наряду с этим, пассивное внешне состояние сна наполнено высоким накалом эмоциональных переживаний, активностью внутреннего характера и деятельностью. Его до сих пор изучают, но крайне фрагментарно и безсистемно. Для этого применяются физиологические методы, а за основу берется физиологическая парадигма.

Целостность природы человека предполагает целостность психики. По этой причине попытки описания природы психического с опорой только на исследования бодрствования, необходимо рассматривать как недостаточные. Они не могут помочь построить адекватную и целостную модель психического. В этом отношении, постановку задач создания психологии сна и сновидений, призванной становиться составным элементом общей психологии, рассматривают как актуальный вопрос (с общетеоретической и с практической позиции).

Разрабатывая основы психологии сновидений, целесообразно опираться на традиционный структурно-функциональный подход, принятый в отечественной психологии. Он описывает психические процессы, включающие в себя базовые понятия:

  • Отражение,
  • Потребности,
  • Восприятие,
  • Речь и мышление,
  • Память,
  • Эмоции.

Сновидение является результатом и отражением потребностей субъекта. В основе любой его деятельности должна лежать потребность. Она, в своих первичных биологических формах, заключается в особом состоянии организма, которое выражает его объективную нужду в дополнении (лежит вне субъекта).

Готовые работы на аналогичную тему

Состояние сна

Состояние сна само по себе диктуется физиологической потребностью в нем. Это связано с тем, что способность видеть сны присуща не только людям, но и животным. Тем не менее, данная потребность не способна объяснить появление сновидения как такового. Состояние человека в процессе сна связано, в первую очередь, с сенсорной депривацией. Это представляет собой мощнейший стимул для поиска способов ее компенсации.

Ночная депривация связана с обстановкой, сопутствующей сну (например, отсутствие сильного раздражителя, относительная изоляция от внешнего мира). Также она относится к внутренней изоляции от внешнего мира, когда происходит отключение сенсорных систем от восприятия внешнего воздействия. В этой ситуации сны рассматривают в качестве способа борьбы с сенсорной и эмоциональной депривацией. Последняя играет роль источника впечатлений и заполняет вынужденный ночной вакуум ощущений и эмоций. Эту идею подтвердили опыты в области сенсорной депривации.

Джон Лили показал, что индивид не может выносить сенсорного вакуума, начиная заполнять его своей продукцией (например, галлюцинации и ложные ощущения). Аналогичная информация была приведена в трудах чешских ученых И. Лангмейера и З. Матейчека. Исследователи обратили внимание на негативный характер сенсорной и эмоциональной депривации для последующего детского развития.

Основная потребность в возникновении сновидений — это информационная потребность. Она напрямую связана с получением сенсорно-эмоциональных переживаний и новых впечатлений. Сновидения существуют в пространстве и помогают открыть возможности к удовлетворению прочих потребностей, имеющих биологический, психологический и духовный характер.

Наблюдения и экспериментальные данные указывают на то, что в снах проявляются различные соматические и психические раздражители. Самая общая особенность этого проявления представлена тем, что все они во снах выступают в виде сцен, которые происходят через внешние по отношению к субъекту обстоятельства.

Аспекты психической активности в сновидениях

Одно из центральных свойств эмоций включает связь с идеаторностью и способностью регулировать деятельность. Первый показатель напрямую связан с тем, что происходит в сновидении. В этом смысле сновидение рассматривают в качестве совокупности опредмеченных, визуализированных идеаторных актов, которые сопровождаются эмоциями.

Замечание 1

Сновидения имеют сложный и малопонятный характер, что в большей степени связано с их эмоциональным фоном. Этот фон зачастую не соответствует привычным эмоциональным реакциям, характерным для бодрствования.

Отдельного рассмотрения заслужила проблема соотнесения сновидений и такой основной функции психики, как отражение. Первоначально способность отражать объективную реальность относится к способности восприятия, но ее нельзя полностью сводить к ней. Для отражения характерно не только простейшее восприятие окружающего мира, но и построение определенной внутренней модели. Ее элементы должны соотносятся с породившими их элементами объективной реальности.

Особенности мышления во снах во многом могут напоминать мышление архаического человека. Для него характерны следующие черты:

  • Высокая аффективность,
  • Нелогичность,
  • Символичность,
  • Наглядно-образный характер,
  • Полисемантичность.

В этой ситуации ученые говорят о той стадии психической деятельности, на которой мышление и воображения еще не разделяются. С этой позиции сновидения соотносятся с пассивным воображением, которое в большой мере связано с потребностями субъекта.

Запуск процесса воображения происходит через проблемную ситуацию. Для сновидений такая ситуация представлена появлением новых ощущений и психических процессов, которые находились до этого в допороговом состоянии бодрствования. Также сюда следует отнести актуализацию потребностей в новых впечатлениях и опредмечивание организменных процессов.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис