Сказкотерапия – это метод психологической коррекции.
Особенности метода сказкотерапии
Коррекция эмоционально-психологической и поведенческой составляющей ребёнка требует сотрудничества родителей, ребёнка и специалиста.
Вследствие ограниченности своего опыта, детям трудно описывать словами свои чувства, эмоции и ощущения. Малыш имеет в своём арсенале сопротивление, агрессию, крик, плач, грусть, ревность. И такого рода реакции маленького человека настораживают его родителей, они начинают задумываться о том, что есть какая-то проблема. Одним из самых эффективных методов работы с маленькими детьми является сказкотерапия. В психологии этот приём отличается мягкостью, ненавязчивостью, тактичностью. Нередко данный терапевтический метод совмещают с творчеством, когда ребёнку предлагают рисовать или лепить из пластилина героев сказки. Пациентам младшего возраста 3–4 лет чаще выбирают сказки о животных, пациентам в возрасте от 5 до 6 лет больше понравятся рассказы о мифических персонажах – феях, волшебниках, колдунах.
Рассматриваемый нами метод психологической коррекции очень эффективен, потому что помогает ребёнку испытывать различные эмоции, открыто переживать их. Специалисты отмечают, что решение поведенческой или иной проблемы происходит внутренне. Психолог, работающий над коррекцией поведения, совместно с родителями, наблюдают за реакциями маленькой личности, и в нужный момент подталкивают малыша к осознанию слов, поступков, помогая справиться со стрессом.
С помощью метода сказкотерапии можно откорректировать или устранить следующие негативные явления:
- недержание мочи или проблемы с дефекацией;
- чувство ревности, вызванное появлением второго ребёнка в семье;
- потеря или расставание с родственником, близким человеком, питомцем;
- навязчивые состояния, различные фобии;
- агрессия;
- гиперактивность;
- трудности с приёмом пищи;
- депрессивное состояние.
Довольно часто специалисты применяют сказкотерапию, чтобы выявить уязвимое место ребёнка и наметить общие контуры коррекционной работы.
Психологи отмечают, что силовые методы воспитания не всегда оказываются действенными, и даже могут привести к ещё большим проблемам.
Это значит, что воздействовать на сознание и подсознание ребёнка нужно косвенно, демонстрируя ему примеры правильного, конструктивного поведения, которое может мирно решить проблему взаимодействия с родителями и обществом.
Рассматриваемый нами метод один из немногих, который разрешён в работе с детьми самого раннего возраста. Очень важно понимать, что маленькие пациенты осознают рассказы и истории взрослых только через определённое время. Поэтому быстрые результаты случаются редко. Ели малыш заинтересовался событиями сказки, примерил на себя поведение героев рассказа, то это можно считать удачей.
Преимущество метода заключается в том, что в его применении нет возрастных ограничений, он подходит как для детей младшего возраста, так и для подростков со сформировавшимся мироощущением. Но применяя данный терапевтический метод для пациентов разного возраста, необходимо правильно подобрать литературный жанр, это могут быть: романы, былины, детективы, притчи, сказки.
В ходе коррекционной работы ребёнок бессознательно выбирает того героя, с которым у него больше всего общего, старается осмыслить поведение близкого ему персонажа, объяснить своими словами его поступки. С помощью данного метода специалист проводит первоначальный анализ, коррекцию, профилактику мышления и поведения своего пациента.
Методы работы с литературным текстом
Для наиболее полного раскрытия пациентом своих внутренних переживаний и личностных качеств, применяются разные методы работы с литературным текстом:
- Психолог, работающий над коррекцией поведения, читает историю или сказку. Во время чтения ребёнок должен расслабиться, молча послушать, привыкнуть к голосу, мимике и жестикуляциям терапевта. Предполагается, что в первые 10-15 минут должен установиться контакт между врачом и его клиентом;
- Обсуждение рассказа. Когда контакт установлен, ребёнку младшего возраста или подростку легче включиться в работу. На данном этапе начинается постепенное раскрытие личности. Психолог наблюдает за своим пациентом, учитывает тон голоса, следит за движением тела, жестикуляциями, мимикой, проявлением эмоций.
- Доверительные отношения. Здесь смысл заключается в том, чтобы дать возможность своему клиенту самому сочинить рассказ, привнести что-то новое в услышанное. Иногда этот момент нужно перенести на следующий сеанс терапии, чтобы у ребёнка было время осмыслить ситуацию, перестроить какие-то элементы в своём мышлении;
- Если клиент стесняется, переживает, с трудом идёт на контакт, то врач даёт ему возможность выразить свои чувства и отношения к героям сказки посредством творчества. Например, можно попросить маленького пациента нарисовать карандашами героев рассказа, или же слепить их из пластилина. В ходе данного процесса можно зафиксировать настроение человека. Иногда в работе используются оба приема — в начале сеанса и в конце. Обычно после творческого акта негативные эмоции меняются, поэтому следующий рисунок будет более светлый.
При продолжительных сеансах сказкотерапии, специалист вместе с детьми создают кукол, которых в дальнейшем будут использовать для постановки театрального спектакля, где проигрываются ситуации.
Примеры сказок
Для дошкольников и детей 7 лет подойдут такие варианты:
- волшебные («Кот в сапогах», «Морозко»);
- бытовой направленности («Колобок», «Каша из топора», «Курочка Ряба»);
- героические («Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»);
- поучительные («Золотая рыбка», «Лиса и журавль»).
Сказки могут быть как устные народные, так и авторские. Главное, чтобы они отвечали нижеследующим требованиям:
- Персонажи должны быть интересными и понятными.
- Должны быть положительные и отрицательные герои повествования. Поступки героев должны быть однозначно плохими или однозначно хорошими.
- Необходимо выбирать текст, соответствующий увлечениям ребёнка.
- Тематика повествования должна быть актуальной. Сказкотерапия проводится с определённой целью, а именно для решения конкретной проблемы маленького пациента. Материал необходимо подбирать так, чтобы освещать те аспекты, с которыми имеется проблема у ребёнка.
- Наличие развязки. Проблема обязательно должна быть решена, ведь только таким способом дети смогут получить конкретный алгоритм действий.