Сказка - это один из литературных жанров, характеризующийся в качестве эпического, как правило, прозаического произведения, имеющего героический, бытовой или волшебный характер.
Сказкотерапия - это способ развития навыков и умений, интегрирования личности, расширения сознания, развития коммуникационного и творческогог потенциала детей, предполагающий применение сказочной формы.
Применение сказкотерапии для личностного развития ребенка
Смысловой посыл сказок состоит в вымышленной, зачастую фантастической, истории, которая оканчивается положительным образом для героев. Подавляющее число сказочных историй состоит из аллегорий и склонно к анализу жизненного поведения героев, что может помочь детям найти ориентир во взаимоотношениях и нормах морали.
Большим преимуществом применения сказкотерапии является потенциальное присутствие в сказках метафор. От того насколько метафора будет глубокой и точной зависит результативность психологической работы с ребенком на основе использования сказок. Сказкотерапия заключается в том, что вымышленные события несут в себе скрытый подтекст и дают ключ к решению реальных проблем.
Огромная ценность сказок прослеживается в момент становления этических и нравственных особенностей личности, так как:
- нет как такового процесса обучения, точной рекомендации к действию, ведь содержание сказки только дает намек на совершение тех или иных действий в определенном случае;
- поскольку действия в сказке логичны и последовательны, ребенок начинает прослеживать связь причины и следствия;
- в связи с тем, что сказки написаны на образном языке, они достаточно многогранны и могут применяться в различных ситуациях;
- в сказках не уделяется внимание четким персонам, поэтому ребенок может сопоставлять героев с собой, следить за жизнью героев, а также делать выводы о результатах определенного выбора, сделанного персонажами;
- наличие линии волшебства и тайн, оживления предметов, что формирует у ребенка веру в чудеса, в хорошее и доброе;
- благоприятный исход событий сказки направлен на ощущение ребенком чувства психологического комфорта и защиты. Ребенок осознает, что счастье в итоге обретает персонаж, проявивший свои отличные качества и победивший все трудности и проблемы. При этом герой, который был плохим на протяжении всей сказочной истории, был осужден обществом.
Терапия с использованием сказок может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Наилучший эффект достигается при применении сказок родителями. Такой вид терапии поможет не только осуществить подготовительную работу для объяснения ребенку особенностей жизненных ситуаций, но и позволит решить уже появившиеся проблемные аспекты.
Виды сказок, применяемых в сказкотерапии
Художественные. Такие сказки отличатся фольклорными сюжетами и своей универсальностью, так как достаточно редко подходят к тому или иному конкретному ребенку. Этот вид сказок преимущественен в области поддерживающей работы, а не корректирующей терапии при решении достаточно весомых проблем. Художественные сказки не должны навредить психике ребенка - и это является их главной задачей в сказкотерапии.
Психотерапевтические. Эти сказки используются для работы с детьми в возрасте 3-8 лет, когда будут определены проблемы каждого конкретного ребенка. Главная особенность таких сказок состоит в том, что именно они рассматриваются психологами как приоритетный способ в борьбе с детскими фобиями и страхами. Существуют общие сказки, используемые без помощи психолога без конкретизации каждого ребенка. Однако эффективнее задействовать ребенка, устанавливая его как главного героя сказки. Как правило, применяются уже готовые книги, содержащие в себе сказки по самым распространенным проблемам - жадность, боязнь темноты и пр.
Психокоррекционные. Данный тип сказок направлен на оказание плавного коррекционного воздействия на определенные особенности поведения и характера ребенка. Наиболее распространены случаи их применения к гиперактивным и агрессивным детям. Такие сказки прорабатываются психологом в отношении каждого конкретного ребенка.
Дидактические. Цель применения этих сказок заключается в обучении детей, объяснении им чего-то нового. Такие сказки применимы к дошкольникам, а также в начальной школе. Прочтение таких сказок позволяет обсудить с ребенком определенные ситуации, поразмышлять о способах действий, а также отыскать верное решение.
Медиативные. Самое главное их отличие от других видов сказок состоит в том, что в них нет злых персонажей и конфликтных ситуаций. Их цель состоит в том, чтобы психологически разгрузить и расслабить ребенка. В сказкотерапии они представлены как самый сложный вид, что связано с отсутствием направленности на решение определенных проблемных вопросов. Зачастую такие сказки используются как диалог ребенка и психолога, что помогает последнему изменять их сюжет с целью удовлетворения потребностей ребенка.
Результаты применения сказкотерапии в целях личностного развития ребенка
Для детей:
- происходит заметное уменьшение уровня тревожности;
- ребенок в большей степени принимает себя, развивается самооценка;
- становится меньше страхов;
- чувства подлежать дифференциации;
- уменьшается уровень агрессивности в отношениях со сверстниками;
- повышаются качества личностной коммуникации;
- у ранее пассивного ребенка появляется самостоятельность и активность;
- познание становится более динамичным;
- появляются способности к ведению конструктивных диалогов с окружающими;
- отношения детей и родителей становятся более гармоничными;
- приобретаются все более адекватные поведенческие формы;
- в группе формируются благоприятные взаимоотношения.
Для воспитателей:
- появление все большего числа педагогов, которые активно используют сказки в своих методиках и формах работы с детьми, так как сказки оказывают воздействие на развитие личности у детей;
- с каждым годом повышается уровень профессионализма воспитателей в области применения сказкотерапии.