Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой сознания: Л. С. Выготский, В. Вундт, У. Джеймс, Стаут, Дюркгейм и др.
Далее рассмотрим понятие сознание, а также его развитие в ходе онтогенеза.
Понятие сознания
Рассмотрим несколько определений данного термина.
- В. Вундт. Сознание в роли «внутреннего свечения» различной яркости.
- У. Джеймс. Сознание тождественно субъекту.
- Стаут. Сознание – качество психических явлений.
- Дюркгейм. Объединение понятий сознания и знания.
- Л. С. Выготский. Сознание представляет собой рефлексию внешнего мира и самого себя. Сознания также формируется благодаря социуму.
Основные аспекты сознания
Рассмотрим функции сознания (рис. 1).
Рисунок 1. «Функции сознания»
Также функции сознания делят на основные и специальные.
К основным функциям относят:
- Информационную
- Ориентировочною
К специальным функциям сознания относят:
- Творческую
- Регулятивную.
Кроме того, выделяют функцию отражения.
Предмет сознания
Предмет сознания представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. «Предмет сознания»
Развитие сознания в онтогенезе
Рассмотрим развитие сознания в норме и патологии (рис. 3).
Этапы нормального развития сознания (по А. Н. Леонтьеву)
- Новорожденность. Простейшие ориентировочное реакции.
- Младенчество (2-6 мес.). Формирование и развитие предметного восприятия.
- Младенчество (6-12 мес.). Развитие навыков совместной со взрослыми деятельности.
- Раннее детство. Освоение предметно-манипулятивных действий.
- Дошкольный возраст. Усвоение правил поведения через игру.
- Школьный возраст. Стремление к самореализации.
Рисунок 3. «Сознание в норме и патологии»