Древние философы о душе
Первые представления о предмете психология зародились в недрах философии и были связаны с понятием «душа». Древние философы с помощью этого понятия пытались выразить самое главное и сущностное начало любого предмета живой природы. Материалисты и идеалисты решали вопрос о природе души по-разному:
Демокрит (460-370 гг. до н.э.), например, считал душу материальным веществом, состоящим из легких, подвижных и шарообразных атомов огня и пытался объяснить явления душевной жизни физическими и механическими причинами. Он предполагал, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, истекающими от предметов, и в результате этого душа получает ощущения от внешнего мира. Это был материализм с наивным механистическим характером.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) развил более сложное представление о душе. Ему принадлежит впервые написанное специальное психологическое сочинение, которое так и называется трактат «О душе». Работа Аристотеля оставалась главным руководством по психологии в течение многих веков, а сам автор считается основателем не только психологии, но и целого ряда других наук. Отрицая взгляд на душу как на вещество, он в то же время не рассматривал её в отрыве от живых тел (от материи), что делали философы-идеалисты. Природу души он определяет сложной философской категорией «энтелехия», которая означает существование чего-то. Смысл этой категории можно понять, если, как говорит Аристотель, представить глаз живым существом, то его душой будет зрение, т.е. душа есть сущность живого тела.
По мнению советского философа В.Ф. Асмуса, Аристотель, заложивший основы естественно-научного подхода к изучению психики, был отцом будущей материалистической психологии.
Философ-идеалист Платон (427-347 гг. до н.э.) рассматривает душу как самостоятельную субстанцию, которая существует наряду с телом и независимо от него, при этом находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. Идеализм Платона проявляется во взглядах на то, что душа и тело связаны с познанием между собой. Постулируя существование мира идей, он считает, что этот мир находится вне материи и вне индивидуального сознания и представляет собой не что иное, как совокупность абстрактных идей. Чтобы приобщиться к этому миру, душа должна освободиться от влияния тела.
Рядом с именем Платона стоит имя другого античного философа – Сократа (470-399 гг. до н.э.). Объясняется это тем, что Платон был учеником Сократа. Сам Сократ не оставил после себя ни одной строчки, проповедуя свои собственные взгляды устно, беседуя с учениками и окружающими людьми. Они оба пытались через свои философские воззрения проникнуть в тайны бытия и выяснить, что собой представляют предметы и явления, как возникают и исчезают. Они пытались выяснить, как у людей появляются представления и понятия о мире, почему моральные взгляды у разных людей различны, и как они вообще возникают. Делая попытку ответить на эти вопросы, они полагали, что окружающий человека мир и сам человек являются составными частями Вселенной и связаны с космосом. Космос – обиталище Богов, создавших весь мир и наделивших человека бессмертной душой, которая в силу своего божественного происхождения должна направлять духовную жизнь человека, управлять телом. Плотские желания делают душу завистливой, жесткой, черствой, невежественной и жестокой. Эти пороки Сократ считал недостойными человека, а человек, наделенный разумом, должен заботиться о познании истины, о чистоте своих помыслов и желаний. Только в этом случае его душа будет достойна бессмертия.
Платон и Сократ, говоря о душе, делают этические выводы о том, что человек должен заботиться о здоровье души больше, чем о здоровье тела.
Таким образом, философы и просветители того времени считали, что психика человека, его душа формируются под влиянием мира идей, которые находятся среди людей и определяют общественное и индивидуальное сознание человека.
Понятие «сознания». Психология сознания
Понятие «сознание» является достаточно сложным в психологии, а в 20-е годы проблема сознания вообще начала вытесняться. Темы изучения сознания в это время выбирались нейтральные, например, исторические корни возникновения сознания и его онтогенез в детском возрасте. На проблемы психологического анализа деятельности переориентировались последователи Л.С. Выготского – это А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец и др. Работы С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева возвращают ученых к проблеме сознания. Это происходит во второй половине 50-х годов и в достаточно полном объеме.
Л.С. Выготский под сознанием понимает рефлексию субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание, считает ученый, есть как бы контакт с самим собой. Сознание не дается изначально и не порождается природой. Сознание есть результат деятельности общества, поэтому является не условием психологии, а её проблемой, т.е. предметом конкретно-научного психологического исследования.
По мнению Л.С. Выготского, к «клеточкам», т.е. элементам сознания, относятся словесные значения, система, которая работает как единое целое. Этой системой является состояние бодрствования человека, или сознание есть специфически человеческая характеристика бодрствования.
Сознание присуще только человеку и является высшим уровнем саморегуляции и психического отражения.
Оно характеризуется:
- Направленностью на предмет, т.е. интенциональностью;
- Активностью;
- Способностью к самонаблюдению;
- Рефлексией;
- Мотивационно-ценностным характером и различными уровнями ясности.
Уникальность сознания человека очевидна, но его изучение сталкивается с большими трудностями. Связано это с тем, что:
- Во-первых, психологические явления представляются и осознаются человеком в той мере, в которой он способен их осознать;
- Во-вторых, сознание нельзя расчленить во времени, оно не локализуется во внешней среде, поэтому изучать сознание стандартными методами – измерением, сравнением – невозможно.
Специалисты выделяют несколько функций сознания:
- Отражательная функция;
- Регулятивно-оценочная;
- Творчески-креативная;
- Рефлексивная.
Последняя является основной функцией, которая характеризует сущность сознания. Объектами рефлексии могут выступать: мышление о мире, его отражение, регуляция своего поведения, личное сознание и др.
Помимо функций сознания можно назвать и его свойства:
- Категоричность, которая проявляется в отражении мира через призму общечеловеческих знаний и позиций;
- Отражение существенных взаимосвязей, наиболее значимых в той или иной ситуации;
- Осознание и предвосхищение целей деятельности в системе общечеловеческих понятий и представлений;
- Обусловленность сознания одного человека общественными формами сознания;
- И, наконец, сознание это концептуальная модель собственной личности человека.
Западная философия и психология не имеет какой-либо общей концепции сознания, поэтому природа его понимания противоречива.