Возрастная психология представляет собой перспективное, актуальное направление научных исследований, направленное на изучение фактов, механизмов и закономерностей развития личности на различных возрастных периодах; выявление возрастной динамики психики. Научная область направлена на изучение закономерностей формирования и развития психики, исследуя движущие силы и механизмы данного процесса, анализируя различные научные подходы к пониманию природы, генезиса, функционального потенциала психики, выявляя различные аспекты становления психики, ее изменений в процессе реализации познания, коммуникации, деятельности.
Психология развития подразделяется на детскую, подростковую психологию, психологию юности, взрослости, геронтопсихологию. Каждое из научных направлений изучает динамику психологической жизни личности в рамках определенного возрастного периода.
Научная область отмечает все сравнительно медленные количественные, качественные изменения, которые происходят в психике личности при ее переходе от одного возрастного периода к следующему.
Объект и предмет психологии развития
Объектом изучения возрастной психологии является личность человека, которая находится в перманентном состоянии развития, изменений; закономерности формирования и развития личности.
Предмет научной отрасли – возрастные периоды развития, причины, возможные механизмы и закономерности перехода личности от одного возраста к другому, общие тенденции, направленность и темпы психического развития в онтогенезе.
Цели и задачи возрастной психологии
Главной целью возрастной психологии выступает оптимизация самоощущения личности в рамках отдельного возрастного этапа, гармонизация взаимоотношений с социумом, принятие собственной личности в любом возрасте
Основными задачами научной дисциплины выступают следующие:
- исследование движущих сил и механизмов развития психики на протяжении жизни личности;
- периодизация индивидуального психического развития;
- исследование возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов на определенном возрастном этапе;
- выявление возрастных возможностей, закономерностей реализации деятельности;
- определение возрастных норм функций психики, психологических ресурсов и творческого потенциала личности;
- создание службы систематического контроля за ходом развития ребенка, его психического состояния, оказание помощи родителям в проблемных ситуациях;
- клиническая, возрастная диагностика;
- реализация психологического сопровождения в кризисные периоды жизни личности;
- оптимизация организации образовательно-воспитательного процесса.
Категория возраста в психологии развития
Одной из основных категорий психологии развития выступает категория возраста – понятия, которое служит для обозначения временных характеристик индивидуального развития человека.
Различают хронологический и психологический возраст.
Хронологический - выступает характеристикой длительности существования человека от момента его рождения.
Психологический – представляет собой определенную своеобразную ступень онтогенеза, индивидуального развития, обусловленную особенностями, закономерностями формирования организма, воспитания, обучения, условиями социально-природной окружающей среды.
Основными компонентами возраста выступают следующие:
- Социальная ситуация развития;
- Новообразования;
- Ведущая деятельность.
Таким образом, психология развития представляет собой перспективное направление научной мысли, позволяющее оптимизировать процессы восприятия, принятия личностью себя во всей совокупности индивидуальных, возрастных, психологических проявлений.