Организационная психология — это отрасль психологии, которая служит для практического применения психологических закономерностей и эффективных методов построения бизнеса и грамотного управления компанией.
Конечной целью организационной психологии является улучшение производительности работников и удовлетворённости процессом работы в организации.
Организационная психология содержит в себе несколько важнейших подразделений. Рассмотрим подробнее каждое из них.
Набор и размещение персонала
Задача организационного психолога заключается в том, чтобы своевременно установить в какой области человек станет плодотворно работать. Важно при этом, точно определить в какой отрасли каждый из работников станет успешным.
Развитие и подготовка сотрудников
Методы организационной психологии дают возможность психологического обоснования эффективной работы и разработку программ для получения высоких квалификаций. Главной целью таких программ является улучшить отношение людей к своей работе. При этом проводятся исследования, дающие точные характеристики об успешности проведенной программы.
Задача организационного психолога также обычно состоит и в том, чтобы разработать и провести такие исследования, которые позволят понять, насколько данная программа успешно реализуется.
Управление
Рассмотрение психологических вопросов, связанных с лидерами компании, с формированием структуры предприятия, коммуникативными вопросами и благоприятным организационным климатом.
Организационный психолог изучает модели коммуникаций, присутствующие в конкретной компании, при этом показывает все слабые места, предлагая конкретные методы улучшения этих показателей.
Мотивация
Организационный психолог задумывается о том, что хотят люди получать от своей работы. Важно чтобы кроме денег у сотрудников были внутренние стимулы, побуждающие их результативно работать.
Организационное развитие
Это направление в организационной психологии связано с изменениями обстоятельств, в которых может развиваться компания.
Психолог показывает как структура компании и стратегии управления могут меняться вместе с современными технологиями и актуальными событиями, происходящими в мировой экономике.
Качество работы
Организационные психологи изучают, какие из программ может внедрить менеджмент для эффективной работы персонала, с учетом имеющихся неблагоприятных эмоциональных состояний. Главной задачей стоит преодоление усталости, раздражительности, вялости сотрудников.
Эргономика
Исследуется воздействие человеческого фактора на эффективность трудового процесса.
Это направление организационной психологии постигает вопросы, связанные с согласованностью человека и технических средств, а также определенного производственного окружения работника, к примеру – состояние рабочего места. Эргономика определяет параметры рабочего места. Находит оптимальные данные по дизайну оборудования, цветовым характеристикам.
Один из вопросов, который здесь решается, относится к воздействию компьютера на человека. Как, например, грамотно разместить иконки на мониторе или какая цветовая гамма благоприятно сказывается на продуктивности сотрудника.
Таким образом, весь спектр задач и проблем современной организационной психологии занимается изучением технологических, организационных и психологических комплексов, а также социальных и индивидуальных психологических характеристик эффективной работы человека в организации.