В современной научной психологической литературе под феноменом асоциального поведения понимают огромный спектр, совокупность поведенческих стратегий, нарушающих социальные нормы, противоречащих правилам человеческого общежития, социально принятым и одобряемым стереотипам поведения.
Асоциальным называется поведение, нарушающее как закрепленные на законодательном уровне уголовные, административные и пр. нормы, так и нормы, зафиксированные в структуре традиций, обычаев.
Причины асоциального поведения детей
Причины асоциального поведения ребенка кроются в особенностях его взаимосвязей, специфике системы взаимодействий с окружающей социально-природной средой, с самим собой. Формирование деструктивных форм поведения, таким образом, выступает результатом стечения, негативного влияния совокупности случайных и врожденных факторов социализации личности.
Среди причин формирования анормальных поведенческих стратегий выделяют наследственность, влияние окружающей среды, особенности воспитания ребенка, проявления его социальной активности и пр. Вся совокупность факторов, способствующих формированию асоциальных поведенческих стратегий, может быть представлена следующими группами:
- биологические факторы выражаются в физиологических особенностях ребенка, функционировании жизненно важных систем организма, в первую очередь, нервной системы.
- врожденные психологические факторы находят свое отражение в особенностях темперамента, личностных характеристиках, качествах и свойствах, включая повышенную внушаемость, неадекватность навыков рефлексии, саморефлексии, оценивания действий окружающих, проявлениях эмоционально-волевой сферы и пр.
- социальные факторы находят свое отражение в специфике взаимодействия с социумом.
Роль семьи в процессе формирования асоциальных форм поведения ребенка
Семья играет огромную роль в процессе развития личности ребёнка, формирования его поведенческих паттернов, системы аксиологических модусов и пр. В семьях с неблагоприятным эмоциональным климатом, неблагополучной асоциальной атмосферой риск формирования асоциальных форм поведения существенно возрастает. В результате отсутствия интересов к потребностям ребенка со стороны родителей он стремится найти эмоциональный отклик в отношениях с другими, в других видах деятельности, вследствие чего у него могут возникнуть нежелательные потребности, интересы.
Авторитарность, чрезмерное доминирование родителей также выступает одним из факторов формирования асоциальных форм поведения. Кроме того, ярко выраженный диктат матери может стать причиной возникновения у ребенка со слабой нервной системой нервно-психических заболеваний, привести к невосполнимым дефектам в развитии эмоциональной сферы, отсутствию эмпатии по отношению к окружающим, проявлениям агрессии и пр.
Фактором, повышающим риск формирования форм асоциального поведения, может также выступать система поощрений и наказаний, практикуемая в рамках семьи.
Следует отметить, что в отдельных случаях даже внешне благополучные семьи в ситуации нарушения межличностных внутрисемейных отношений быстро превращаются в неблагополучные, в результате чего страдает не только воспитуемый ребенок, но и социум в целом. Другими словами, осуществляется переход личностной внутрисемейной проблемы в социальную.
Причины, обуславливающие семейное неблагополучие
Все факторы, которые приводят к семейному неблагополучию, могут быть условно разделены на следующие группы:
- социально-экономические;
- социально-политические;
- медико-психологические;
- психолого-педагогические.
Таким образом, формирование ассоциативного поведения ребенка во многом обусловлено влиянием семьи, отсутствием адекватных внутрисемейных взаимоотношений, взаимодействий, что приводит к формированию семейного неблагополучия, наносит вред как воспитуемому ребенку, так и социуму в целом.